Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Как «Лицедеи» Грушинский «грохнули»

Михаил ФАЕРМАН *
Фото из семейного архива автора

Мы пытаемся на весы этой тяжести мира положить веру в этот мир. Человеческое счастье и есть главный смысл, ради которого всё и крутится.
Слава Полунин

12 июня исполнилось 70 лет Славе ПОЛУНИНУ – философу, писателю, режиссеру, актеру, миму. Слава вносит краски праздника в повседневность, и жизнь человека становится от этого произведением искусства. Одним своим существованием Великий клоун подарил человечеству океан счастья.

«Лицедеи»

В наше «карантинное» время почему-то думается о празднике. Я столько времени посвятил этому занятию. Столько постановок, театрализованных программ, фестивалей, концертов… Сотни. А Праздников? Совсем немного, как говорится, раз-два – и обчелся.
По-настоящему праздник – это такое состояние души и пространства, которое никогда не возникает по приказу или по чьей-то доброй воле. Для того, чтобы праздник получился, состоялся, необходимы тысячи различных факторов, обстоятельств и случайностей.
Часто праздником мы называем совсем не то, чем оно является на самом деле. Главное на празднике в том, что зритель всегда – участник; по сути, творец этого эйфорического, счастливого состояния; соучастник процесса подготовки, самого действия или же создатель праздничного пространства, но всегда – носитель настроения. И еще важнее – «послевкусие»: то, что остается с человеком после событий, – эмоции, впечатления. Артефакты, сохраняющие память о радости творения своего праздника.
[Spoiler (click to open)]
***
1986 год – празднование 400-летия Самары. Жители города ощутили свою значимость, обрели идентификацию: «Мы – самарский народ». Более полугода весь город работал, чтобы праздник получился: все существующие на тот момент заводы, предприятия, организации, все безымянские школы… Все.
Это событие вдохновило жителей города на многие и многие годы созидательной деятельности. Да, имя городу вернулось позже, но толчок к ощущению себя частью самарского народа был сильнейший.
В 1986 году вернулся к людям и Грушинский фестиваль, многие годы бывший визитной карточкой Самары и, к сожалению, утраченный сегодня. Фестиваль авторской песни, свободного общения, встреч людей со всех концов громадной страны.
Всё рвалось вверх, в стороны, взрывалось несокрушимыми творческими потоками. 200 000 участников и гостей фестиваля, зрителей, туристов. Жизнь на природе не для пиара, а просто жизнь, обмен мнениями. Совместное творение чуда.
***
Поляна Грушинского фестиваля, начало июля 1987 года. В мои обязанности режиссера входят организационные и художественные вопросы, главный концерт на гитаре, программы различных художественных коллективов в лагерях, контакты и помощь в организации работ съемочных коллективов, киношных и ТВ, и т. д.
Группа режиссера Александра Стефановича снимает документальный фильм «Два часа с бардами», группа молодежной редакции Центрального телевидения – фестивальную жизнь, концерт на гитаре. Совершенно неожиданно приходит сообщение от административной группы: «В аэропорт Курумоч прилетели какие-то «Лицедеи». Говорят, что к Фаерману. Что делать? Куда везти?»

Часто случается, что с пустяка начинаются самые важные в мире вещи.
Харуки Мураками. Хроники Заводной Птицы

Как «Лицедеи»? Я, конечно, знал суперпопулярную в то время комик-группу «Лицедеи» из Ленинграда, но лично знаком ни с кем не был. Почему ко мне? Ничего не понял, но распорядился везти на поляну в лагерь гостей – там разберемся. Привезли группу человек 10–12, шапочно знакомым оказался директор коллектива Валера Минеев, с остальными артистами познакомился на поляне.
Пятница на фестивале – самый суматошный день, множество одновременно выполняемых дел, а тут такие гости. Разместили как смогли, в трех палатках, нашли всё необходимое и расстались до вечера. Живите, гуляйте, осматривайтесь, общайтесь.
Какие гости на меня свалились, я понял только ближе к ночи, когда повел эту замечательную компанию из лагеря в лагерь, от палатки к палатке. Все, буквально все встречи через одно-два рукопожатия превращались в объяснения любви к этой потрясающей команде. Народ находился в эйфории от этих ночных посиделок. Везде пытались наливать, угощать, рассказать о своих ощущениях и впечатлениях, и в итоге всё непременно завершалось общим братанием. Угомонились ближе к утру.
С раннего утра я занимался другими коллективами, съемочной группой Стефановича, площадками и только ближе к обеду встретился со своими гостями, вернее, повел их завтракать/обедать в лагерь жюри.
***
Здесь мы впервые со Славой Полуниным поговорили глаза в глаза о деле.

Слава Полунин

Слава: Слушай, чем мы могли бы быть полезны тебе на фестивале?
Я: На фестивале есть только одно место и время, где ваше искусство уместно: утро воскресенья, «Чайхана».
– Глупости, мы на месте всегда!
– Без сомненья, извини, но пока я больше не вижу. Можно, конечно, в лагере, если хотите, в любом, но там на сценах прослушивания, отборочные туры, и вмешиваться в этот процесс неестественно.
– Тогда в двух-трех словах о сути. Почему фестиваль авторской песни? Почему Грушинский? Почему главный концерт ночью? Почему столько людей – и еще 2–3 «почему».
Я кратко и, надеюсь, по сути рассказал историю возникновения фестиваля, о Валере Грушине и его подвиге, об авторской песне и людях – членах жюри и гостях, сидящих с нами здесь за одним обеденным столом: Сергее и Татьяне Никитиных, Викторе Берковском, Лёне Сергееве, Борисе Вахнюке… Здесь же все перезнакомились, пожали друг другу руки.
– Почти все понятно. Пока ребята идут на Волгу, мы с тобой – на гитару: надо понять пространство и другие возможности. Наш реквизит в аэропорту, можно как-то его сюда доставить. Нам нужны реквизит и час-два, хотя я уже почти знаю, что можно будет сделать.
***
Мы отправились на озеро, по пути высчитывая количество шагов от лагеря до берега озера, на котором установлена сцена-гитара, посмотрели три дороги, взобрались на гору, посидели на самом верху амфитеатра, и здесь он впервые рассказал свой замысел пролога-мистерии ночного концерта.
Это было грандиозно. Но как это охарактеризовать? «Солнечный удар»? Эмоциональный шок? Что?
Наверное, ни одна форма деятельности человека не дает этой уникальной возможности – пережить, почувствовать ничтожную малость своего собственного значения и подняться на крыльях эмоционального переживания к шедевру. Ощутить счастье от постижения прекрасного и недостигаемого. Сколько судеб за этим, сколько разочарований. Но когда звезды сходятся, происходит взрыв, который помнишь всю жизнь.
И это произошло. Прологом главного фестивального концерта стало настоящее мистериальное действо, которое достаточно сложно описать словами. Самые пытливые из вас могут найти архивы молодежной редакции ЦТ от 6 июля 1987 года и увидеть это грандиозное событие. Я же могу поделиться только несколькими фотографиями. Как соучастник этого действа хочу передать эмоции и чувства, возникающие у меня всякий раз, когда я вспоминаю эти моменты жизни.
Белые фигуры с барабанами возглавляли шествие. Они двигались из трех лагерей к озеру, а вслед за ними многочисленными колоннами устремились участники фестиваля, образуя арену, со всех сторон окруженную зрителями. Исполнительская группа показывает пластическую композицию, на озере – танец лодок с фальшфейерами, стелящийся по воде оранжевый дым и громадные шары, плывущие мимо гитары-сцены. Всё это в тишине, и только барабаны отбивают ритм. Эмоциональный накал так велик, что Гора, тысяч сорок, наверное, не меньше, человек, встает в минуте молчания. Горят фонарики и зажигалки, как свечи памяти, и ни одного произнесенного слова, ни музыки – всё понятно, трагично и светло одновременно. И в финале одинокая световая ракета, долго-долго светящая в ночи…

Мистерия. Сбоку: ФОТО ВЛАДИМИРА КАКОВКИНА
***
Потом мы сидели со Славой под столом жюри, слушали концерт лауреатов фестиваля. Где-то было это фото: Слава улыбается, всё получилось, я, набегавшись, с закрытыми глазами отхожу от произошедшего, но главное – все счастливы. Коля Сайгушинский или Коля Епифанов – кто из них снимал, не помню, – найдите это фото, если сможете. Буду очень признателен.
В моем сегодняшнем рассказе виноват Виктор Долонько, все претензии к нему. Я попросил его: напиши сам о «Лицедеях» на Грушинском. На что он резонно ответил: «О чем? О том, что на поляне ты подвел ко мне человека и сказал: «Познакомьтесь, это Слава Полунин»? А я сказал: «Очень приятно, Виктор Долонько». И всё. А потом они грохнули Грушинский фестиваль».
И это – чистая правда. Так в 1987 году состоялась первая и последняя, экспромтная, во многом случайная гастроль на тот момент самой популярной творческой команды страны, просто приехавшей ко мне в гости на фестиваль в свой отпуск – отдохнуть, посмотреть. Что я там такого про это кому-то наговорил? Фантастика. А потом они «грохнули» Грушинский фестиваль.

Валерий Кефт на поляне. Сбоку: ФОТО ВЛАДИМИРА КАКОВКИНА

***
Воскресное утро. Знаменитая «Чайхана». Удивительный и неповторимый чайханщик светлой памяти Юра Маслов. Уникальное место веселого песнопения, шуточных предложений. В этом году было полностью оккупировано группой «Лицедеи». Здесь они впервые на фестивале были в гриме и костюмах, в своих узнаваемых образах, и зрители, видевшие их до этого только по телевизору, были в восторге от такого близкого контакта с кумирами.

Юра Маслов и Леня Лейкин в «Чайхане». Сбоку: ФОТО ВЛАДИМИРА КАКОВКИНА

Несколько часов безудержного веселья, розыгрышей, веселых игр с публикой, конкурсов. Настоящий праздник счастья жизни. Играли не только готовые номера, но и те, что по ходу сочиняли совместно со зрителями.
Замечательно написала о «Лицедеях» в журнале «Театр» Жанна Зарецкая: «Лицедеи» просуществовали 10 лет, радикально разрушив границы сцены-коробки и подарив отечественному театральному искусству принципиально новое ощущение свободы самовыражения и жизнетворчества».
Я бы добавил: в счастливом и радостном человекостроении.
Еще лучше объяснил феномен «Лицедеев» сам Полунин: «В советские годы мне хотелось вернуть в цирк поэзию. Тогда цирк был суперсовершенным с точки зрения технологии и мастерства. Лучше нашего цирка не было. И все восхищались. Но главное потерялось. Не было атмосферы мечты, тайны и магии. Мы хотели найти другой цирк, который не умел показывать фокусы, не умел на одной руке стоять, а мог только два шага туда – два шага сюда. Такой минималистический цирк, в котором человек нужен всем, кто сидит в зале, только потому, что он существует, любит, светится, радуется. И через такие небольшие миниатюры, как, например, с телефоном и «асисяй», мы нашли этот маленький цирк моей мечты».
***
Толпы народа сопровождали артистов всюду, куда бы они ни двигались, – поесть, покупаться, сыграть в футбол за «Сборную мира», просто отдохнуть. Люди хотели дотронуться до них, обняться, рассказать о своих чувствах и впечатлениях, о счастье, которое ребята несут своим искусством. «Лицедеи» были самыми настоящими Звездами.
Праздник – это, по сути, квинтэссенция жизни, собрание всех ее сторон и выброс позитивной энергии в пространство, в космос.
На самом деле весь этот день на Грушинском фестивале шел праздник, устроенный зрителями-гостями фестиваля совместно с клоун-группой «Лицедеи». И участвовали в нем буквально все! Это был не «маленький цирк» из мечты Славы Полунина – это были реки радости, разлитые на просторах Поляны.

Директор «Лицедеев» Валерий Минеев, Леонид Сергеев, Борис Кейльман, Владимир Черняев, Михаил Фаерман на футболе (слева направо)

***
На следующий день, уже в Куйбышеве, на ипподроме, должен был состояться заключительный концерт XIV Грушинского фестиваля. Пять тысяч зрителей с нетерпением ждали выступлений лауреатов и дипломантов форума, но и здесь жизнь взяла свое. Концерт состоялся, но творили его «Лицедеи», и вы можете представить, как эта, в общем, небольшая труппа осваивала обширное пространство ипподрома.
Два часа стояли стон, хохот, и не было ни одного зрителя, пожалевшего о том, что он не туда попал. Да, по сути, своими программами они «грохнули» фестиваль, но какое послевкусие они от него оставили…
Это была попытка вернуть себя и других (зрителей) к детским мечтам только потому, что самая важная вещь в этой жизни – следование человека своему предназначению. А узнаешь его именно в детстве. Сколько фантазий, блестящих находок! Какой потрясающий, порой провокационный, но всегда добрый и живой контакт со зрителем! Столько счастья может быть только в детстве.
***
«В далеком 1987 году «Лицедеи» приехали в Самару. Об их существовании я не подозревал ни граммулечки, но случилось непредвиденное. Тот год я работал на заводе имени Масленникова мастером, и нам поступило распоряжение после смены всей бригадой явиться на концерт в ДК «Звезда». Там, где я, – там всегда лучший коллектив!
Кто будет, мы не знали и были весьма недовольны в массе своей, что задерживаемся с возвращением домой. Но когда на сцену вышли «Лицедеи», мир перевернулся! Зал забыл обо всем на свете, и я с бригадой сидел в первых рядах с открытым ртом.
Это Фантастика! Артисты бегали по спинкам кресел зрительного зала, кто-то протянул одному из них огурец, что осталось, видимо, с обеда… и началось! В ход пошли банки с медом и вареньем, фрукты. Зал стоял на ушах. Улыбки не сходили с лиц взрослых людей, в момент превратившихся в детей, будто и не было напряженного трудового дня, тяжелой смены.
Расставаться не хотелось. Зал аплодировал стоя, и занавес опускался и с ним все ниже и ниже наклонялись «Лицедеи» на сцене. Потом они легли на пол и даже приподнимали занавес руками, с интересом и удивлением вглядываясь в лица зрителей…
Это невозможно забыть. Это такой положительный, эмоциональный заряд. Прошло столько лет, а я помню и благодарен судьбе за такой подарок».
Эдуард Филь, руководитель оргкомитета
Международного Грушинского интернет-конкурса
***
Вот мы говорим: подарок, сколько таких подарков может быть у человека в жизни? Сколько этих подарков было, а сколько еще будет? В чем мерить жизнь человека: в находках и потерях, смог – не смог, хотел – не хотел?
Я понял, что только в одном: в счастье. Только оно и является мерилом собственной (личной) или общественной жизни. Человек обязан быть счастливым, это его путь в пространстве жизни, его предназначение на Земле. Каждый человек думает, что он будет счастлив завтра, если разбогатеет, станет уважаемым, любимым, сменит своего партнера, машину, галстук…
Счастья завтрашнего дня не существует. Счастье – это либо сейчас, либо никогда.
Это удовольствие – понимать всё разнообразие Вселенной, вкушать, слышать, чувствовать солнце и дождь, ветер и биение сердца, воздух в легких, силу в кулаке, видеть небо…
И еще. Рядом с человеком обязательно должен быть человек или человеки, которые смогут помочь разглядеть это счастье, помочь организовать его, что ли.
Я счастлив, что выбрал именно эту, а не другую профессию, хотя и перепробовал множество дорог до этого. Она дала мне огромное количество жизненных впечатлений от встреч, дружбы, работы с удивительными и во многом уникальными людьми.
Я увидел мир страны, в которой родился. Где и как в другой профессии я бы смог позволить себе побывать от Владивостока до Кенигсберга, от Алма-Аты до Западной Сибири? Осталось чуть-чуть до Северного Ледовитого океана – Ямбург последняя «освоенная» мной точка на карте Родины. Счастье!
И абсолютно точно я знаю человека, который сделал своей профессией и всей своей жизнью творение радости и счастья для окружающего его мира. Профессионального фантазера, Великого Клоуна, счастливого человека – Славу Полунина.
«Лицедеи» и их руководитель Слава Полунин подарили мне пять дней счастья в июле 1987 года. Как давно это было, но вспоминается, будто это произошло этим летом. Удивительно…

Мы пытаемся на весы этой тяжести мира положить веру в этот мир. Человеческое счастье и есть главный смысл, ради которого все это крутится.
Слава Полунин

* Режиссер, педагог.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 10 сентября 2020 года, № 17 (190)
Tags: Авторская песня, Грушинскийй фестиваль, Культура Самары, Музыка
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment