Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Шедевры Нижегородского музея

Валентина ЧЕРНОВА *

В Самарском художественном музее открыта выставка произведений русского искусства, которые составляют экспозицию Нижегородского государственного художественного музея. На данный момент здание, где она располагалась, закрыто на ремонт. В свое время, когда на ремонт была закрыта Третьяковка, Самаре посчастливилось увидеть «Купание красного коня» кисти Кузьмы Петрова-Водкина.

Часть первая. Старинные портреты и их истории

Экспозиция включает чуть больше тридцати шедевров русской живописи от ранних образцов живописи XVIII века до работ второй половины XIX – начала ХХ века, затрагивая различные имена и жанры живописи.
Никогда еще Самара не видела ни одного портрета молодой Екатерины II. В нашем музее есть более поздние, возрастные ее портреты, а на портрете Георга Гроота «Портрет Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме» (1745–1747) она предстает совсем юной.

Георг Гроот. Портрет Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме. 1745–1747
[Spoiler (click to open)]Образ будущей императрицы полон изящества. На фоне русского пейзажа она – белолицая, темноволосая, с тонкими чертами на овальном лице – словно изящная фарфоровая куколка. Гладкая ткань камзола отсвечивает перламутровым блеском, а воздушная легкая лента на треуголке, в волосах и кружево на вороте у шеи обрамляют голову княгини. Узкими длинными пальцами императрица придерживает увесистое ружье, рядом лежат добытые трофеи.
Государыня была сильна физически, обожала прогуливаться пешком, кататься верхом, стрелять. Стрельбе из ружья научил ее супруг, Петр III, и это занятие сразу пришлось ей по душе.
В «Записках» Екатерина описала свое времяпрепровождение летом и осенью 1747 года: «Вот образ жизни, который я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились – он, я, легавая собака и рыбак, который нас вез – в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумского канала, который на две версты уходит в море».
Искусно, со знанием дела художник живописал охотничьих собак: их характерные вытянутые морды, чтобы чуять добычу, длинные ноги, чтобы преодолевать большие расстояния. Породистые собаки и дорогое оружие считались роскошью и одним из лучших подарков. К концу XVIII века в России появились огромные псарни, рассчитанные на тысячи собак. Со временем охота в России всё больше и больше становилась основным развлечением дворян. И в этом они равнялись на своих правителей.
***
Художник Пьетро Ротари (1707–1762) считался портретистом юных прелестниц, не случайно сразу после его кончины Екатерина Великая скупила все оставшиеся триста полотен из его петербургской мастерской и велела создать персональную выставку в особом кабинете в Петергофе под пафосным названием «Кабинет мод и граций».
Критики упрекали Ротари в излишней «ремесленности», однообразной штамповке модного товара. Но, как говорится, плох тот художник, которого не критикуют. Пьетро Ротари создал уникальную галерею образов своих современников, каждый из которых несет в себе отпечаток времени с его модой, вкусами, интерьерами, запросами публики. Таков Петр Иванович Шувалов (1711–1762) – государственный деятель, генерал-фельдмаршал, глава русского правительства на исходе царствования Елизаветы Петровны, конференц-министр, камергер, сенатор, реформатор и изобретатель.
Шувалов основал Артиллерийскую инженерную школу в Ижевске, где учился Михаил Кутузов, а позже оттуда (уже из Артиллерийской академии) вышло большинство ижевских оружейников в генеральских чинах. Заведовал Петр Иванович и оружейной канцелярией, усовершенствовав российскую артиллерию так, что его воспел сам Ломоносов: «С Елисаветой Бог и храбрость Генералов, Российска грудь, твои орудия, Шувалов». Граф азартно вникал в технические тонкости, даже изобрел гаубицу: секретный «овалистый калибр» ее скрывала особая заглушка, а на стволе отлили единорога – герб Шувалова. Палила диковинка отменно. Сенат постановил наречь ее гаубицей Шувалова, и она исправно (более века!) стояла на вооружении армии и флота.
В 1761 году граф сочинил указ, ставший золотым правилом для всех машиностроителей: «На каждую оружейную вещь порознь мастерам иметь меры или лекалы, за заводским клеймом или печатью оружейной канцелярии, аккуратные, по которым бы каждый с пропорцией всякую вещь при делании приводить мог. Без того вещи одна с другою точного равенства не имеют». И для наших умельцев тот принцип станет основным. На портрете кисти Ротари он предстает уже не юношей, но мужем, с лицом, отмеченным печатью недюжинного ума. Современники называли его «человеком с головой».
***
Галерея выдающихся мужей Российской империи представлена портретом князя Николая Васильевича Репнина кисти неизвестного художника XVIII века.
Репнин – русский дипломат и военачальник екатерининской эпохи, генерал-фельдмаршал. В качестве посла в Речи Посполитой Репнин добился заключения Варшавского договора (1768), условия которого позволяли Российской империи фактически вмешиваться в любые внутренние дела Речи Посполитой.
Русский посланник, открыто вмешивавшийся в дела суверенного польско-литовского государства, долго вызывал ненависть польских патриотов. В польской историографии он остался как своего рода антигерой – безжалостный сатрап самодержавия и могильщик национальной государственности. Образ Репнина на картине Матейко «Рейтан. Упадок Польши» отмечен печатью такого отношения.
Один из современников написал: «Обладая довольно живым, но поверхностным умом, он нравится женщинам, но зато и подчиняется им всецело; удовольствие есть единственный мотив всех его поступков. Работой его в Польше здесь все недовольны, так как он только запутал дела к невыгоде России. Он был влюблен в жену Адама Чарторыйского, самого страшного врага русских. Подчинившись этой женщине, он, говорят, заплатил ей за ночь покровительством Барской конфедерации, вопреки интересам своего двора. Эта крупная ошибка произвела здесь такое дурное впечатление, что возникал вопрос, не отозвать ли Репнина под тем предлогом, что он сошел с ума».
На портрете Репнин предстает своевольным, с упрямым лицом, на котором высоко приподняты брови. Выразительные глаза подчеркивают чувственность его лица, выделяющегося на фоне ярких красок зеленого камзола с красными обшлагами и блеска орденов.
***
Из ряда женских портретов XVIII века выделяется замечательный портрет кисти Ивана Саблукова. На нем запечатлена дама в голубом платье в стиле рококо, надпись на этикетке гласит, что это портрет графини Любови Никитичны Кушелевой, портрет датируется 1770-ми годами.

Иван Саблуков. Портрет графини Любови Никитичны Кушелевой. 1770-е

К сожалению, точнее было бы назвать эту работу «Портрет неизвестной». Дело в том, что женщины с таким именем в роде Кушелевых не было. Иван Саблуков, к тому времени академик живописи и признанный мастер, в 1770-х годах жил в Харькове, где занимался преподаванием, в столицу приезжал нечасто. В 1777 году Саблуков скончался.
Тем не менее, портрет создан в промежутке между 1770 и 1777 годами, и это можно точно определить по прическе героини.
Перед нами образец сложной высокой прически, которая стала символом XVIII века. Мода на них продолжалась не так долго, но эта вершина парикмахерского искусства оставила настолько яркий след в истории культуры, что стала восприниматься неким знаком эпохи. В России мода на высокие прически, естественно, появилась, но Екатерина II, в отличие от Елизаветы Петровны, не была ярой поклонницей французских мод. Тем не менее, похожую прическу, но в более роскошном исполнении можно увидеть, например, на портрете великой княгини Марии Федоровны, будущей жены Павла I.
Прическа на портрете модная, но остается в пределах разумного. При создании таких причесок, помимо своих волос, использовали накладные валики, шиньоны, но в любом случае это не парик. Высоко поднятые, гладко зачесанные волосы дополнены длинными туго завитыми локонами-буклями, уложенными косыми рядами. Волосы припудрены в меру, их естественный цвет, по крайней мере, угадывается. Дополняет прическу изящная кружевная наколка с розовыми лентами. Скорее всего, героиня замужем, и подобные наколки – некий рудимент головных платков относительно недавнего прошлого, когда показываться с непокрытой головой замужним женщинам было просто неприлично.
Портретируемая одета по последней моде. Сочетание василькового и розового в середине 1770-х годов было последним криком парижской моды. Как акцент на груди – атласный бант с длинными зубчатыми кончиками. Вырез платья, достаточно узкий и неглубокий, обрамлен кружевом. Короткие, по моде того времени, рукава с пышной кружевной оборкой украшены бантами в тон лентам на корсаже и в волосах. В общем, наряд на героине говорит в первую очередь о прекрасном вкусе его обладательницы.
Наряд дополняют драгоценные серьги с крупными бриллиантами. Вторая половина XVIII века – время моды на украшения с крупными камнями, и счастливые обладательницы таковых с удовольствием демонстрировали их на портретах.
Отдельно хочется сказать о макияже героини: белая пудра, яркие румяна, насурьмленные брови. Безусловно, сказалась мода на фарфор, охватившая Европу во второй половине XVIII века, когда прекрасные дамы подражали белизне и хрупкости статуэток, и понятно их желание скрыть дефекты внешности и возрастные особенности. Важно помнить, что красавицы той эпохи жили при свете свечей и при подобном освещении выглядели совсем иначе.
Дама в голубом, скорее всего, не имеет к семейству Кушелевых никакого отношения, но при этом явно принадлежит к высшему обществу. Об этом говорят и прекрасно, со вкусом подобранный наряд, и модная прическа, и очень дорогие украшения. К сожалению, имя героини останется тайной, но всё же нельзя не признать ее образ одним из самых обаятельных в экспозиции выставки.
***
В ряду женских портретов особое место занимает «Портрет Анны Доротеи Луизы Шмидт» (1780), созданный Дмитрием Левицким в период расцвета его творчества, когда плотные мазки кисти осязаемо передавали блеск ткани атласного платья, шелковых лент, вышитой шали.
В женских портретах 1780-х годов отчетливо проявились важные черты: ощущение собственного достоинства, подчеркнуто аристократический характер. В этом портрете выражена гармония красоты телесной и духовной. В портрете Доротеи Шмидт создан образ уверенной в себе женщины – приветливой, гордой и спокойной. Ее костюм лишь кажется простым и небрежным.
В русской живописи первой половины XIX века существовала иерархия жанров, и натюрморт считался не самым уважаемым.
Русский художник Иван Хруцкий прославился потрясающими реалистическими натюрмортами. Он первый из русских художников всерьез взялся за этот жанр, быстро добился успеха в столице и вдруг уехал на родину в Витебскую губернию, чтобы заботиться о большой семье после смерти отца-священника, и жил почти затворником. Работы этого художника были настолько эффектны и жизнерадостны, что это уберегло его от участи забытого мастера. Хруцкий часто повторял свои работы, так как на его произведения был очень большой спрос.
Вот, например, «Натюрморт со свечой» (его еще называют «Натюрморт с биноклем») известен сейчас в восьми версиях – и одна из них в собрании Нижегородского музея.
Замечательный русский живописец Александр Варнек, картинами, портретами и автопортретами которого восхищались современники, со временем был основательно подзабыт любителями прекрасного, ибо рано отошел от живописи, занимаясь преподавательской работой и работой хранителя рисунков и эстампов Императорского Эрмитажа и Академии художеств.
В 1810-е – начале 1820-х Варнек создает большинство своих произведений. В основном это портреты, в том числе и детские портреты. На выставке представлена работа Варнека «Дети скульптора Мартоса». Здесь можно видеть особенности творческой манеры художника: очень крупно взятые лица, четкость отдельных деталей, одежды, выверенность композиционных ритмов, приглушенные краски, небольшой формат. Темные завитки волос, свободно лежащие на висках, томные глаза с неясным выражением и направлением взгляда, нарочито деликатно, в духе старых мастеров, написанная девичья кожа.
В русской живописи первой половины XIX века особняком стоит имя художника Алексея Венецианова. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и чувства собственного достоинства.
Портрет «Девушка с гармошкой» написан Венециановым в 1840 году. На полотне – девочка-подросток в белой рубахе, полинявшем синем сарафане, волосы убраны под клетчатую косынку. В руках у девушки гармошка. Если учесть, что в России гармоники появились в 1783 году, то девочка, наверное, нашла музыкальный инструмент в одной из комнат хозяев, когда убиралась по дому. Любопытство одержало верх, и девочка осторожно рассматривает свою находку. Работу Венецианова отличают живость, простота композиции, лессировочная манера письма, культ юности, стремление к идеализации.

Алексей Венецианов. Девушка с гармошкой. 1840

Окончание следует

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 10 сентября 2020 года, № 17 (190)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment