Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Задающие тон

Екатерина АВЕРЬЯНОВА
Фото из архива галереи «Виктория»

10 сентября исполнилось 15 лет галерее «ВИКТОРИЯ», зарекомендовавшей себя как место притяжения актуального, современного искусства в Самаре. За эти годы выставочное пространство превратилось в настоящий образовательный центр: из года в год арт-школа «Виктории» выпускает самобытных начинающих авторов и принимает новых студентов. Кроме этого «Виктория» стала синонимом демократичного (во всех смыслах) пространства, открытого для молодых художников. Автор побеседовала с директором «Виктории» Людмилой ПАТРАТИ, куратором Сергеем БАЛАНДИНЫМ и директором по развитию Виолеттой ГРИШИНОЙ о прошлом, настоящем и будущем галереи.

[Spoiler (click to open)]
«Виктория» уже много лет считается центром актуального искусства в Самаре. При этом, насколько я понимаю, изначально оно не было в фокусе внимания галереи. Как случился этот переход?
Людмила Патрати: В первые годы галерея была ориентирована на коммерческую деятельность. Это было связано не с нашим стремлением заработать, а с желанием выставлять работы художников и создавать возможности для продажи картин. Когда авторы выставляются в специально подготовленном помещении, их работы выглядят привлекательно. После 2008 года в связи с финансовым кризисом это направление пошло на спад. В 2009 году появился наш учредитель – Леонид Михельсон *. Он также основатель фонда V-A-C **, который является достаточно значимым в сфере искусства. У фонда много контактов с зарубежными кураторами и художниками, и в работе мы в какой-то степени ориентируемся на них: поддались авторитету. По рекомендации фонда галерея стала сотрудничать с куратором Андреем Паршиковым. Несколько выставочных проектов «Виктории», связанных с современными художниками, принадлежат ему. Возможно, для нашего города первое время это было непривычно, но по-своему интересно и привлекательно. Вскоре появился Сергей Баландин, который завершил «поворот» галереи к современному искусству.

Леонид Михельсон

На каких условиях вы работаете с художниками, как происходит организация выставки?
Сергей Баландин: Есть куратор, который предлагает выставочные проекты. Раз или два в год у нас бывают персональные выставки, и сейчас, с открытием нового пространства, их станет больше. В целом акцент делается на групповые ретроспективные выставки. Например, можно взять за основу какой-то исторический срез или какое-нибудь культурное явление, к примеру, региональное искусство. Главная задача выставок – не столько популяризировать отдельных авторов, сколько транслировать тренды в искусстве, какие-то феномены, к которым можно присоединиться. Мы должны заражать зрителей определенной эстетикой и художников определенными техниками и темами. С авторами мы работаем на безвозмездной основе – привлекаем их для распространения идей.

На каждом вернисаже в «Виктории» – аншлаг. Как галерее удается столько лет поддерживать интерес со стороны посетителей?
Людмила Патрати: За годы существования у «Виктории» полностью сменилась публика. Когда мы открылись в 2005 году, среди наших посетителей были взрослые, консервативные люди. Прямо скажем, им было чуждо современное искусство. Когда же мы переключились на новое, актуальное, эта публика сама отошла, теперь наши выставки вызывают большой интерес у молодежи. Они им близки, интересны. Мы очень рады нашей молодой аудитории и стараемся создавать для каждой выставки сопутствующие экскурсии, лекции и кинопоказы. Нам хочется, чтобы искусство было доступным. Подготовка каждой выставки сопровождается огромными интеллектуальными и материальными затратами, и нам хочется, чтобы результаты этих затрат доносились до максимально возможного количества людей.

Людмила Патрати

Как галерея работает с посетителями?
Сергей Баландин: Сегодня у нас есть несколько образовательных проектов: школа современного искусства Quadro, рисование с Наташей Субботиной, фотошкола Кристины Сырчиковой. Три года проводилась Самарская школа авангарда. Сейчас мы привлекаем новых преподавателей, и в этом году появятся курс для детей от Ирины Бриль, школа иллюстрирования от Яны Клинк и школа коллажа от Ирины Севостьяновой. И мы не замыкаемся в стенах галереи, недавно в городе прошла II Квартирная триеннале, а в прошлом году вместо триеннале мы проводили фестиваль «Назад в город». Скорее всего, будем повторять его в следующем году. Для нас важно не зарабатывание денег и самоутверждение, а распространение идей современного искусства, духа инициативности и соучастия в процессе творчества. Так что мы стараемся делать все для этого.

У вас открывается выставка «Дворец Культуры», посвященная пятнадцатилетию «Виктории». Расскажите о ней.
Сергей Баландин: Эту выставку придумали будто бы и не мы. У дружественного нам фонда V-A-C есть площадка в Венеции – дворец «Дзаттере», который они превратили в прошлом году в Дом культуры. Фонд организовал на территории дворца коворкинг, игровую зону, пространство для йоги, кинозал… Одним словом, получился ДК для венецианцев. Кроме открытой зоны, в этом ДК был музейный зал коллекционеров, в котором висели шедевры из коллекции Леонида Викторовича Михельсона: Модильяни, Гончарова, Кандинский... Причем они соединили их с картинами самарских художников-шестидесятников Белоусова, Сушко, Филатова и других. Мы решили эту же модель перенести к нам и тоже назваться «ДК». Только наше «ДК» – это дворец, а не дом культуры. Играя с названием в постиронию, мы говорим о том, какую роль выполняем в городской среде: самая оборудованная выставочная площадка с хорошими финансовыми возможностями для приглашения художников. На протяжении полутора месяцев у нас будут представлены не только куйбышевские художники-шестидесятники, но и Леже, Сутин, наш русский авангард: Гончарова, Экстер, Лентулов, иммигрантская живопись. Мы поработаем с декорациями, сделаем Галерею здорового человека. В рамках «ДК» планируется постановка балета «Сестры» по Алексею Толстому, кинопоказы от Музея Рязанова, свободный микрофон и многое другое.
Людмила Патрати: На новой площадке в это же время будет ретроспектива прошедших пятнадцати лет – мы выставим некоторые работы из наших фондов, которые присутствовали на выставках за все время существования галереи: картины Логутова, Комиссарова, Отдельнова, Шлычкова. В общем, винегрет.

Недавно открылось новое пространство – Victoria Underground. Уже есть понимание по планам и загруженности площадки?
Сергей Баландин: Сейчас сформирован довольно плотный план мероприятий до Нового года. В него включены выставки, которые мы планировали провести весной, но отменили из-за пандемии. Кроме этого, под кураторством Анастасии Альбокриновой и в партнерстве с пабликом «Таинственная Самара» планируется экспериментальная выставка, которая будет называться «Зал новейшей реальности Самарской области», – мистическое искусство Самары.
Виолетта Гришина: Victoria Underground ориентирована на экспериментальное искусство, и благодаря ей галерея сможет дать своим, самарским художникам возможность высказывания. Мы очень надеемся, что это пространство будет стимулировать творческую активность местной молодой аудитории.
Людмила Патрати: В общем-то, когда галерея открывалась, была мысль о создании пространства, в котором смогут выставляться самарские художники. Так что на новой площадке можно будет увидеть даже начинающих авторов, которые «подают надежды». Попробуем, вдруг из этого что-нибудь выйдет.


Только факты

1. Первая выставка современного искусства
22 ноября 2006 года. Выставка «Знаки реальности» представила работы современных художников – представителей московской концептуальной школы. Начало их творчества датируется концом 1970-х и непосредственно связано с деятельностью культовых групп «Коллективные действия» и «Мухомор», кругом МАНИ (московского архива нового искусства). В 1982 году в квартирной галерее АРТART (Apartment Art) прошла первая экспозиция, на которой художники сделали попытку избавиться от скучноватых, заумных построений, применяя более простую, но парадоксальную подачу информации. Целью такого искусства является передача некоего зашифрованного смысла, разгадав который, можно узнать об истории страны, о культуре и даже о политических отношениях. Форма как таковая не имеет значения, главное – несет ли она закодированный смысл. Задача такого произведения-объекта – провоцировать зрителя, не давая однозначных ответов. На выставке были представлены работы Н. Алексеева, Ю. Альберта, С. Гундлаха, М. Константиновой, С. Мироненко, А. Филиппова, М. Чуйковой.

2. Первая музейная выставка
3 февраля 2009 года. Выставка К. С. Петрова-Водкина из собрания Государственного Русского музея.

3. Первый международный проект
18 июня 2009 года. Выставка Георга Базелица, немецкого живописца, графика и скульптора, одного из самых дорогих из ныне живущих художников. Неоэкспрессионист, один из основоположников стиля «Новые Дикие». Базелиц принадлежит к одному из самых влиятельных течений в современном искусстве, которое вполне официально получило название «плохая живопись» (Bad Painting).

4. Начало образовательной программы в галерее
1 октября 2012 года. В школе QUADRO Оксаны Стоговой стартовал «Вводный курс в теорию и практику современного искусства».

5. Выставка, получившая премию «Инновация»
6 марта 2019 года. Выставка «Для себя и для них. Официальное и неофициальное искусство нонконформистов».

6. Открытие нового пространства галереи «Виктория»
1 августа 2020 года открылась Victoria Underground – новая выставочная площадка, ориентированная на экспериментальное искусство.

* Леонид Михельсон – председатель правления российской газовой компании «Новатек», председатель совета директоров и крупнейший акционер ведущего российского нефтехимического холдинга «Сибур», член Попечительского совета Государственного Русского музея.
** Фонд современного искусства «Виктория – Искусство Быть Современным» (V-A-C, Victoria – the Art of Being Contemporary) создан с целью представления на Западе современного искусства России, интеграции российского искусства в мировой художественный контекст, а также просветительской и образовательной деятельности в области современного искусства в России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 10 сентября 2020 года, № 17 (190)
Tags: contemporary art, Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Наука логики и логика науки

    Герман ДЬЯКОНОВ * Ах, обмануть меня не трудно. А сам-то я рад ли обманываться, как утверждает Пушкин? Сегодня будем говорить о тех случаях,…

  • Точность – «вежливость плюс»

    Герман ДЬЯКОНОВ * Некоторые из людей, далеких от естествознания, обычно удивляются, когда узнают, что существует только одна точная наука,…

  • Вычисляя ранг «Матрицы»

    Герман ДЬЯКОНОВ * Рисунок Сергея САВИНА Знаменитый Илон Маск в 2016 году оказал на скучающую мировую общественность шокирующее…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment