Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«Солнечный удар». Ориентирование на местности

Ольга ЖУРЧЕВА *

Ничего лишнего…
Запись И. Бунина на полях рукописи «Солнечного удара»

Эта история маленького литературного открытия (ну, может быть, литературного комментария) началась почти год назад. Мы с Ириной Саморуковой гуляли по городу, наслаждаясь последним теплым отпускным днем перед учебным годом. Она рассказывала о Сызрани – ездила туда к новорожденному внуку. Ездила впервые, и поездка дала массу возможностей для размышлений об особенностях провинциального города. «Я сделала открытие: события «Солнечного удара» происходят в Сызрани». Рассказала о том, как бродила по городу, по базарной площади, вокруг кафедрального сбора, практически переложила текст рассказа на местность. Очень довольные, мы помечтали о возможностях экскурсионного маршрута: можно продать идею – такая возможность для туристической рекламы Сызрани, посетовали, что теплоходы не заходят в Сызрань. В общем, расстались удовлетворенные тем, что провели время не просто так, а как-то конструктивно и профессионально.

[Spoiler (click to open)]
Как говорится в романах, время шло. Весной, еще до самоизоляции, на вполне контактных занятиях с пятым курсом зашла речь об эмигрантском творчестве Бунина, и в памяти всплыл летний разговор. В группе оказалась студентка – Светлана ГОЛОВА – родом из Сызрани, она оживилась и поддержала разговор. А через неделю пришла с вытянутым лицом: в рассказе Бунина пароход плывет вверх по Волге от Самары, а Сызрань находится ниже по течению. Как же я могла ошибиться – столько раз плавала именно вверх по Волге?!!
Студентка чуть не со слезами рассказала, как хорошо описания города в «Солнечном ударе» ложатся на рельеф и сохранившуюся архитектуру старой части Сызрани. Но если пароход вышел из Самары и направился вверх по Волге, то остановка могла быть только в Ставрополе-на-Волге.
Я предложила Светлане задание: сделать сравнительный анализ и попытаться либо доказать, либо опровергнуть высказанную гипотезу. Получилась интересная работа, которую я частично цитирую, частично пересказываю.
***
Рассказ «Солнечный удар» был написан Буниным в эмиграции в 1925 году. Он работал над ним в Приморских Альпах, вспоминая свое путешествие по Волге летом 1914 года. Возможно, два маленьких волжских города совместились в сознании писателя. В рассказе нет никакой определенности: не указано название парохода, не названы имена героев, неизвестно, откуда и куда они плывут. История показана глазами поручика, который переживает трагедию запоздалого осознания «пока живешь – не чувствуешь жизни».
Необычность пережитого опыта, ужас неотвратимости дается с магической (как писал Юрий Мальцев, «телепатической») силой, все, что видит поручик в незнакомом волжском городе, представлено так отчетливо, наглядно, узнаваемо.

Так Сызрань или Ставрополь-на-Волге стали пространственным героем рассказа «Солнечный удар»? Попробуем пройти путь, который проделали герои рассказа на местности.
В начале рассказа молодая женщина спрашивает у поручика: «Откуда вы взялись? Три часа тому назад я даже не подозревала о вашем существовании. Я даже не знаю, где вы сели. В Самаре?..» (Фото 1) Самара, таким образом, становится точкой отсчета событий. Пространство сужается до географической конкретики. Конечно, «три часа назад» может быть всего лишь фигурой речи в устах главной героини, но становится ясно: главные герои путешествуют по Волге где-то в районе Самары.
Далее «Разбежавшийся пароход с мягким стуком ударился в тускло освещенную пристань…» Пока непонятно, где эта пристань – в Сызрани или Ставрополе-на-Волге? (Фото 2 и 3) Обе они были невелики, плохо освещены.

Поручик и прекрасная незнакомка сходят с парохода: «Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу, песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку. Отлогий подъем в гору, среди редких кривых фонарей, по мягкой от пыли дороге, показался бесконечным».
Если рассматривать фотографии Ставрополя-на-Волге, сделанные до 1917 года, можно увидеть, что город расположен на равнине, в то время как в Сызрани от пристани к историческому центру действительно нужно подниматься в гору.
«Но вот поднялись, выехали и затрещали по мостовой, вот какая-то площадь, присутственные места, каланча, тепло и запахи ночного летнего уездного города...»
В Сызрани дорога от пристани действительно выходит на площадь. Здесь же располагаются присутственные места и пожарная каланча, упомянутые в тексте и сохранившиеся до настоящего времени (фото 4).

Главные герои «Солнечного удара» отправляются в гостиницу, расположенную здесь же, рядом с площадью. «Извозчик остановился возле освещенного подъезда, за раскрытыми дверями которого круто поднималась старая деревянная лестница».
Действительно, в Сызрани, недалеко от кремля, в 1904 году было построено здание, принадлежавшее братьям Волгушовым. Это здание – самая престижная в городе гостиница «Батум», в которой останавливались купцы, ее окна выходили на площадь, на торговые ряды, о которых в рассказе тоже будет упомянуто (фото 5).

Любовники расстаются утром: «…в десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей, с базаром на площади перед гостиницей, с запахом сена, дегтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город, она, эта маленькая безымянная женщина, так и не сказавшая своего имени, шутя называвшая себя прекрасной незнакомкой, уехала».
От какой же пристани отправилась прекрасная незнакомка?
Известно, что с 1843 года из Самары до Ставрополя-на-Волге ходил пароход, но всего лишь один раз в неделю. Постоянная перевозка пассажиров началась только в 1939 году. Если учесть, что главные герои причалили к берегу только минувшим вечером, на следующее утро молодая женщина вряд ли могла уплыть из Ставрополя. А вот между Самарой (и другими городами) и Сызранью к этому времени пароходы курсировали ежедневно, доставляя товары и привозя новых покупателей. Есть, правда, одна неувязочка: героиня плывет вверх по течению – навстречу гонят плоты. Но не в Самару (если из Сызрани), а дальше вверх – значит, пароход вышел из Ставрополя.
Здесь же встречается множество значимых деталей, например, таких, как звон церквей, базар на площади перед гостиницей. Бунин же не случайно упоминает «церкви». В историческом центре Сызрани сохранился Казанский кафедральный собор. Рядом с кремлем расположена церковь Ильи Пророка, сохранившаяся после большого пожара, уничтожившего большую часть исторического центра Сызрани (фото 6). Конечно, небольшая часовня была и в Ставрополе, но рядом с ней нет базара.

Итак, молодая женщина уезжает, а поручик остается наедине со своими чувствами и решает прогуляться, осмысляя, что с ним произошло: «Базар уже разъезжался. Он зачем-то походил по свежему навозу среди телег, среди возов с огурцами, среди новых мисок и горшков, и бабы, сидевшие на земле, наперебой зазывали его, брали горшки в руки и стучали, звенели в них пальцами, показывая их добротность, мужики оглушали его, кричали ему: «Вот первый сорт огурчики, ваше благородие!» Все это было так глупо, нелепо, что он бежал с базара. Он пошел в собор, где пели уже громко, весело и решительно, с сознанием исполненного долга, потом долго шагал, кружил по маленькому, жаркому и запущенному садику на обрыве горы, над неоглядной светло-стальной ширью реки...»
Буквально сразу за сызранским кремлем до сих пор располагается небольшая аллея, ведущая к обрыву, с которого можно наблюдать речную гладь и часть города: купола церквей, частные домики и небольшие судна – неизменность этого пейзажа отражена в истории города.
Накал чувств словно бы гонит поручика по городу: «И он вдруг опять быстро встал, взял картуз и стек и, спросив, где почта, торопливо пошел туда с уже готовой в голове фразой телеграммы. <…> Но, дойдя до старого толстостенного дома, где была почта и телеграф, в ужасе остановился» (фото 7).

Здание почты – своего рода архитектурная достопримечательность Сызрани. Это дом со шпилем, построенный в 1907 году по проекту городского архитектора С. П. Щербакова. В ярко-синем здании до 1917 года располагался Торговый дом А. Н. Пермяковой и сыновей. В его строительстве впервые в Сызрани были использованы железобетонные конструкции, в связи с этим здание действительно казалось «толстостенным». В тексте рассказа есть замечание: «На углу, возле почты, была фотографическая витрина». Междуэтажный пояс здания действительно был расширен специально для размещения в нем рекламных вывесок.
Когда поручик возвращается с почты, то поднимается по пологой горе, ведущей к торговой площади, гостинице и кремлю: «Вдали улица поднималась, горбилась и упиралась в безоблачный, сероватый, с отблеском небосклон. В этом было что-то южное, напоминающее Севастополь, Керчь... Анапу».
Поручику пора собираться в путь: «Когда спустились к пристани, уже синела над Волгой синяя летняя ночь, и уже много разноцветных огоньков было рассеяно по реке, и огни висели на мачтах подбегающего парохода». Он садится на пароход и продолжает свой прерванный путь: «Через минуту побежали дальше, вверх, туда же, куда унесло и ее давеча утром».
Бунин напоминает, что незнакомка уехала вверх по реке, подтверждая наше предположение о том, что неожиданная остановка главных героев была совершена в Ставрополе-на-Волге. Но это единственное, что указывает на этот город.
Получается такая пространственная контаминация: герои «Солнечного удара» плывут из Самары, выходят в Ставрополе, уплывают вверх по Волге из Ставрополя, однако город, в котором происходит эта банальная и одновременно разрушительная любовная история, – Сызрань.
Казалось бы, какая, в общем-то, разница, где на самом деле произошли случайная встреча и закономерное расставание двух людей. Но разве не важно неожиданно увидеть воочию те места, по которым ходили литературные герои, где они чувствовали, любили; понять, что они такие же, как мы?!

* Доктор филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГСПУ, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)
Tags: История Самарского края, Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment