Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

В Тольятти любят «возвращающихся»

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото предоставлены автором

В Тольяттинской филармонии уже несколько лет действует проект «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ», посвященный судьбам талантливых уроженцев Автограда. В период «коронапаузы» его продолжали активно развивать – обновляли данные, вели диалоги с артистами, планировали сольные или совместные с коллективами программы. «Возвращенцев», желающих выступить на родной сцене, сейчас немало. Музыканты едут туда, где их ждут.

От Детских ассамблей до плеяды

«В нашем городе родилось и было воспитано множество талантливых артистов и музыкантов. Многие из них уехали для того, чтобы продолжить учебу, начать работу в других городах и странах. Правильно ли это? – делится директор Тольяттинской филармонии и инициатор проекта Лидия Семенова. – Представьте моряка, который оказался в пустыне. Музыкантам нужны опыт и общение, как воздух нужны свежие идеи и конфликты с иной средой. Так оформляется и крепнет их сущность. Если они находят себя в других географических точках – здорово! Но мы очень рады, когда они возвращаются, и стремимся к тому, чтобы лучшие выпускники Тольятти могли встретиться с друзьями на нашей сцене и дать концерт. В этом очень простая суть проекта «Возвращение домой».

Ольга Кирпичева (на первом плане) и Лидия Семенова. Фото Антона Сенько

[Spoiler (click to open)]
Идея возникла в середине 90-х в связи с развитием программы поддержки талантливых детей «Новые имена Тольятти». Сама программа была разработана Лабораторией музыкально-эстетического воспитания при администрации Автозаводского района. Мэр города Сергей Жилкин отнесся к этим начинаниям с энтузиазмом, живо интересовался, участвовал в мероприятиях, помогал.
Как отметили аксакалы тольяттинской культуры, сыграл роль факт того, что город молодой, детей рождалось и продолжает рождаться много: благодаря «демографии» выявлять юные таланты и начать с ними по-особому работать было отличной идеей. Помимо Детских ассамблей искусств и Летней творческой школы, создали специальную стипендиальную программу. Она вызывала у некоторых горожан недоумение и скепсис: поддерживаете стипендиями юные таланты, а они уезжают в другие города и страны.
«Да, действительно, материальная поддержка позволяла более смело принимать решения о продолжении образования в столицах, но если поддерживать с молодыми музыкантами творческие контакты и дальше, то они с радостью откликаются на предложения выступать в родном городе. Талантливые дети появляются там, где их ждут. Если продолжить мысль дальше: они и возвращаются туда, где их ждут», – комментирует Лидия Семенова.
«В тольяттинцах есть некоторая дерзость, смелость, авантюризм в хорошем смысле этого слова», – замечает собеседница. Руководители, менеджеры культуры, одними из первых в российской провинции овладевали проектными технологиями, а музыканты смело покоряли столичные вузы и колледжи, пытаясь прорваться дальше и выше. Большое значение для таких «прорывов» имело сотрудничество с международными благотворительными фондами Владимира Спивакова, Владимира Крайнева, «Новые имена».
Тольяттинским музыкантам и педагогам помнятся поездки больших групп детей на фестиваль искусств во французском Кольмаре, организованный Владимиром Спиваковым, участие в других европейских фестивалях, победы хоровых коллективов на международных конкурсах. Все это создавало возможности для одаренных детей, а то поколение, что шло за ними следом, не было задавлено комплексом «музыканта с периферии» и имело образцы стремительного покорения вершин музыкального Олимпа. Так, с начала 2000-х из Тольятти вышла целая плеяда молодых талантливых исполнителей разных специальностей. К счастью, они не забывают родной город. Успешный композитор Полина Назайкинская, живущая в США, всегда упоминает о Тольятти как месте, где началась ее творческая жизнь.

Межсезонье – лучший повод

Летние сессии Молодежного симфонического оркестра Поволжья явились хорошей почвой для концертных выступлений студентов из Тольятти, возвращающихся домой на каникулы. Как правило, в июле-августе концертный сезон уже закончен, а новый еще не начался. И летний фестиваль «Классика OPEN FEST» пришелся как нельзя кстати: можно прокачать навыки ансамблевой, оркестровой игры, пообщаться с ровесниками из других регионов и именитыми музыкантами, дирижерами, подготовить собственную программу. Те артисты оперных театров, музыканты-исполнители, которые оказывались летом свободными от выступлений, с радостью откликались на приглашения организаторов, совмещая приезд с посещением родственников и друзей. В рамках фестиваля появились концерты под названием «Возвращение домой». Они пользовались большой популярностью. В зале всегда присутствовали родители, педагоги, знакомые, соседи, а теплота объятий за кулисами сглаживала сценическое волнение перед выступлениями.
Музыканты делились, что выступать в родном городе для них намного ответственнее и волнующе. Заслуженная артистка России Лариса Костюк, меццо-сопрано, солистка «Геликон-оперы», в 2014 году впервые выступала в проекте «Оперные голоса Тольятти». Певица признавалась, что испытывала сильное волнение, но зал, окутанный тембром ее голоса, был очарован и долго не отпускал. Тогда в гала-концерте вместе с ней популярный романс «Дорогой длинною» на русском и английском языках пели все участники – солисты российских и европейских оперных театров, «возвращенцы».
Сейчас Тольяттинская филармония тесно сотрудничает со многими музыкантами и артистами родом из Тольятти. Из многолетних партнеров – певцы Оксана Лесничая, Павел Кудинов, Тамара Кливаденко, Анатолий Невдах, баянист Максим Федоров. Музыканты не только выступают на сцене, но и проводят мастер-классы, творческие встречи, участвуют в составах жюри конкурсов, общаются со студентами музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.
Театральный педагог, сценарист и режиссер Антон Гопко, живущий во Франции, ставил на сцене филармонии и в рамках фестиваля «Классика OPEN FEST» оперы «Скупой» В. Пашкевича, «Кто брат, кто сестра» А. Верстовского, «Маленький трубочист» Б. Бриттена, оперетту «Доктор Миракль» Ж. Бизе.
С кем-то сотрудничество началось недавно и уже дало хорошие плоды. Помню, как сложно было прорваться журналистам на интервью с Анатолием Белым. Плотное кольцо из одноклассников не отпускало актера ни на шаг во время его первого визита. Артисты Театра имени Моссовета Александр Арсентьев, уроженец Тольятти, и его жена Анна Гарнова с удовольствием приезжают второй раз, готовя музыкально-литературные композиции с Русским оркестром. Начала участвовать в филармонических программах и молодая пианистка Лолита Цаликова, лауреат международного конкурса Баха в Лейпциге.
Частым гостем города можно назвать Ольгу Кирпичеву. Пианистка, выпускница тольяттинской ДМШ № 4, Академического музыкального колледжа и Московской консерватории – постоянная участница сессий МСО Поволжья с 2002 года. В январе 2013-го Ольга выступила в Тольятти в качестве солистки Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова и вскоре уехала учиться в Бельгию. Став лауреатом международных конкурсов, она активно концертирует соло и в составе интернациональных камерных ансамблей – трио «Медичи», трио Ulisse. С тольяттинской концертной организацией Ольгу связывает большая дружба. Одно из последних запоминающихся выступлений прошло осенью 2019 года и было приурочено к юбилею ее первого педагога, а ныне директора Тольяттинской филармонии.

Город ждет

«Когда удается вернуть на родную сцену очередного тольяттинца, мы сами радуемся, сообщаем в школу, где он учился, на наших глазах происходят трогательнейшие встречи через много лет. И будьте уверены, это значимо для обеих сторон. В филармонии концерты с участием «наших» пользуются особым успехом, залы всегда полны», – дополняет Лидия Семенова общую картину.
Ксения Акимова, джазовая пианистка и аранжировщик, лауреат всероссийских и международных джазовых конкурсов и фестивалей, летом гостила в Тольятти у родителей (ее отец Андрей Акимов – музыкант, дирижер, аранжировщик, артист Русского оркестра).

Ксения Акимова

«Мне нравится не только созерцать прекрасные виды Самарской Луки, но делиться впечатлениями от увиденного и услышанного в Москве, общаться и музицировать с друзьями-музыкантами, – делится она впечатлениями о проекте «Возвращение домой». – Каждый мой приезд сопровождается встречами и участием в различных творческих событиях. Встречаюсь и с молодежью, мечтающей о карьере эстрадного, джазового музыканта. Всем им могу пожелать только одно: заниматься и не тратить свою молодость на всякую ерунду. База, заложенная в юные годы, есть фундамент и дорога в будущее. Думаю, пока мы на карантине, всем необходимо повышать свой профессиональный уровень, расширять кругозор и развивать мышление. Хорошее время, чтобы подтянуть слабые места».
Ксения постоянно участвует в мастер-классах известных джазовых музыкантов России и США. Она работала в составе оркестра «Фонограф джаз-бэнд», известного по телепрограммам «Голос», «Две звезды», «Достояние республики», неоднократно выступала в дуэте с руководителем оркестра, пианистом Сергеем Жилиным, выполнила ряд аранжировок для проекта «Голос». И с 2017 года Ксения – аранжировщик театра «Градский Холл».
«Мы понимаем, что большой талант принадлежит миру, он космополитичен, и искусственно задерживать, закрывать его в рамках одного города – преступление. Но носители этого таланта, обогащая и приумножая свои исполнительские, творческие возможности, могут оказывать большое влияние на развитие культурной среды в городе, даже если возвращаются сюда ненадолго», – главная мысль директора филармонии. По ее мнению, если бы город мог предложить им адекватные уровню таланта условия (зарплата, творческие возможности, в том числе гастрольные), многие бы вернулись в Тольятти работать.
***
В 2022 году ожидаются два значимых музыкальных юбилея: 30 лет Тольяттинской филармонии и 20 лет МСО Поволжья. Современный этап истории развития музыкальной культуры города, в которой, безусловно, есть место музыкантам, не утратившим связей с малой родиной, позволяет как зафиксировать достижения, так и наметить новые пути развития.

18 октября на сцене Тольяттинской филармонии пройдет концерт лауреата всероссийских и международных конкурсов баяниста Максима Федорова, выпускника Тольяттинского музыкального колледжа и РАМ имени Гнесиных. Сейчас Максим выступает уже как мультиинструменталист (баян, бандонеон, цифровой баян), живет и работает в Москве, активно участвует в различных театральных проектах и проводит мастер-классы по исполнительству с использованием электронных технологий. Надеемся, встреча с талантливым земляком пройдет незабываемо.

Максим Федоров

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)
Tags: Культура Тольятти, Музыка, Художественное образование
Subscribe

  • Дети – фронту

    Рубрика: В редакцию пришло письмо Я ветеран Великой Отечественной войны, но не участник, а категории «Дети – фронту». Имею…

  • Терновый венец лейтенанта

    Аркадий СОЛАРЕВ * Картину «Подвиг лейтенанта В. Ф. Кондратьева» я впервые увидел совершенно случайно в альбоме с работами…

  • Завтра была война

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * * Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, старший научный сотрудник Самарского литературного музея…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments