Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Пространство и художники. 2.0

Екатерина АВЕРЬЯНОВА
Фото Дмитрия ПТИЦЫНА

Галерея «ВИКТОРИЯ» представила новую площадку Victoria Underground – на первом этаже галереи появилась не только новая выставочная зона, а также лекторий и студия. Пространство открылось традиционной августовской выставкой молодых самарских художников «НОВЫЕ ХУДОЖНИКИ».

[Spoiler (click to open)]

Вот уже несколько лет поволжская Мекка молодых и талантливых – галерея «Виктория» – открывает сезон выставкой выпускников своих образовательных проектов: Школы современного искусства Quadro Оксаны Стоговой, фотошколы Кристины Сырчиковой и мастерской акционизма Сергея Баландина. Сегодня небольшая частная «Виктория» в авангарде региональных просветителей в области современного искусства. Выставка «Новые художники» – некий ежегодный корпоративный праздник, который проводится галереей уже восемь лет.
С 2012 года Школа современного искусства Quadro обосновалась в галерее «Виктория». В последующие несколько лет программа Школы заметно расширилась в соответствии с тенденциями времени: так наряду с направлением «современное искусство» появились фотошкола и мастерская акционизма.

Повсеместный запрос на образование в области актуального искусства возник едва ли не в момент появления этого самого искусства. Тем не менее, школы и студии, в которых могут рассказать о нем и дать инструменты для работы молодым и начинающим, по-прежнему не такое уж частое явление в регионах – едва ли не один Краснодарский институт современного искусства. На таком бедном фоне московский Институт База на Винзаводе, Школа Родченко, Свободные мастерские и петербургская Школа вовлеченного искусства становятся ориентирами для региональных образовательных институций, в том числе, вероятно, и «Виктории».

Сергей Баландин, куратор Victoria Underground:
Мы задумали эту площадку давно. Она появилась из естественной необходимости создать место для альтернативных выставок: экспериментальных работ самарских художников. Нам было необходимо отдельное пространство для работы трех наших школ. Основное пространство нашей галереи – это довольно большой выставочный зал, который занимает 300 кв. метров. Не все скромные, камерные проекты тянут на такую площадь, а новый зал закроет этот вопрос. В нем планируется череда групповых и персональных самарских выставок. Мы надеемся успеть сделать за ноябрь и декабрь три выставки: Татьяны Почтенной, Александра Верёвкина и «Вредитель ли?». Постараемся давать нашим ученикам все возможные инструменты для работы, расширяем их кругозор и даем импульс к экспериментам, учим не сдерживать себя. Самое главное – все три школы учат студентов свободе, это важный навык, который впоследствии можно развивать и применять к жизни.

Изучают contemporary art студенты всех трех школ галереи при посредстве циклов лекций и мастер-классов приглашенных местных художников, ридинг-групп с обсуждением прочитанных текстов, просмотра и разбора домашних работ. Студенты учатся работать в разных техниках, осваивают теорию и историю искусства. «Виктория» здесь (помимо очевидно менторской функции) также выступает в качестве стартовой площадки или некой арт-почвы, после которой многие художники уезжают учиться и работать в другие города.
Никаких аттракционов среди работ выпускников нет – молодые художники пробуют вписать себя в давно освоенные координаты современного искусства, и для начинающих авторов это важная арт-практика. Выставка «Новые художники» объединяет работы в диапазоне от графики до инсталляций и видеоарта. Иногда принадлежность художника к какой-либо школе неочевидна, и объяснение тут простое: школы уделяют внимание разным техникам, да и сами студенты могут посещать одновременно несколько направлений.

Дистанция между зрителем и художником в большинстве работ становится непреодолимой. Многие из представленных практик – высказывания на очень личные темы. Так, Анна Мельникова работает с личными фотографиями своей семьи, проецируя фото мамы и бабушки на изображение своего тела. «Я использую изображения моих матери и бабушки, когда их отношения были близкими. Я проецирую эти изображения на мое обнаженное тело, показывая тем самым уязвимость перед историей семьи», – пишет автор в комментарии к «Аниному наследству».
Художники находят метафоры в цвете, форме или предмете, создавая фотографии, монотипы, коллажи и прочее. Авторы формируют такое интимное пространство, что нужно сделать определенное усилие, чтобы начать с ним как-то резонировать.
Такие итоговые выставки молодого современного искусства не только необходимы для самих художников, но и очень важны в перспективе развития художественной жизни города. «Новые художники» демонстрируют работы молодых авторов на правах открытого лабораторного проекта – живого, пусть даже где-то и эскизного.
Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)

Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment