Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Свежести самарской культуры на 1 сентября

Завтра, 1 сентября, XXIX концертный сезон в Тольяттинской филармонии открывается юбилейным концертом Валерия Мурзова «ДЖАЗ–ТРИУМФАТОР!»

В концерте принимают участие джаз-оркестра филармонии под управлением юбиляра и солисты филармонии – вокалисты Ольга ДЕНЩИКОВА, Инга ИНДИ, Игорь СУПРУНОВ вокал и саксофонисты Сергей РАДАЕВ, Алексей ДМИТРОВ и специальные гости

Прозвучат вокальные и инструментальные композиции во всей палитре джазовой стилистики – от свинга до фанка и джаз-рока.

Валерий Мурзов: «Делаю то, что нравится»

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *

Фото предоставлено Тольяттинской филармонией

Исполнилось 60 лет художественному руководителю и дирижеру джазового оркестра Тольяттинской филармонии Валерию МУРЗОВУ. Юбиляр встретил дату с мудрым пониманием того, что музыка вечна, а джаз прекрасен во все времена человеческой жизни. Даже если приходится переходить с задиристой синкопы на плавный шаг.


[Spoiler (click to open)]

Образ и прообраз

Про то, что Валера пришел на работу в Тольяттинский музыкальный колледж, я узнаю сразу – у нас классы напротив. Дверь нараспашку и особенный громогласный шум. Его ученики по классу трубы громче всех «дуют в уши» и мешают писать диктанты по сольфеджио. Но к этому уже привыкли. Завесили класс акустическими шторами, стало легче.
В преподавании он импульсивен и горяч. Потому что любит, «когда быстро доходит». При этом всегда ищет подход к каждому, старается подружиться, притянуть в свою джазовую стихию. Студентки-эстрадницы его обожают, потому что в проекте «Ступени мастерства» он «все объясняет, шутит, и на сцене с ним не страшно». Преподавательницы любят его за уместные комплименты и манеры джентльмена, которым он учит своих студентов с комментарием «всегда пригодится, не только ради оценки».
Когда Мурзов появляется на сцене филармонии, он преображается: становится элегантнее, выше и ярче. Его жесты отличают непринужденность, выверенность и обаяние. Музыканты уважают за энциклопедические знания джаза и вообще разного материала, за неискоренимый интерес к музыке и к людям, настойчивость и терпение. До сих пор перед выступлениями он сильно волнуется, всех будоражит и дергает. Он обожает выступать, сам признается, что часто «не хочется уходить со сцены». Это свойство Львов – артистичных, проявляющихся на публике и вдохновляющих.
Однажды был случай. Мурзов сломал ногу, а мне надо было срочно организовать выступление духового оркестра в одной уважаемой организации. Требовались «Марш» Андрея Петрова, «Прощание славянки» и что-то эстрадное минут на 40. За несколько часов Валерий собрал мобильный коллектив, нашел ноты, порепетировал и вышел дирижировать – одной рукой опираясь на костыль, второй задавая ритм. Вышло здорово, хоть и необычно. «Ой, прямо как на войне – дирижер всегда в строю», – сказали мне после выступления. Зная Мурзова, понятно, что иначе и быть не могло.

Дороги музыки

Музыкальный путь у юбиляра выдался типичным для нашего времени, но и оригинальным одновременно. Первым инструментом был аккордеон, так как поначалу семилетнего мальчика не хотели брать в духовой оркестр Дворца культуры в Ростове-на-Дону. Музыкальная школа была выбрана родителями в качестве громоотвода – он рос музыкальным, но при этом «всегда мог куда-то влипнуть».
В 1975 году после переезда в Тольятти он поступил в музыкальное училище по классу трубы. Однажды в пионерском лагере, где преподаватель Георгий Палажин организовал занятия со своими учениками, впервые услышал и подобрал на слух Give it One оркестра Фергюсона с виниловой пластинки. Пришло понимание, что джаз – совершенно иная стихия, где не надо заучивать ноты, где есть дух свободы и импровизации. А вот дирижером, по его словам, решил стать благодаря преподавателю сольфеджио Антонине Батухиной.
Затем Мурзов окончил класс трубы в Уфимском государственном институте искусств у Сагита Гайнулина, начал работать в оркестре Уфимского цирка. Во время службы в Краснознаменном оркестре Приволжского военного округа побывал с гастролями в Италии, выступал и перед военнослужащими ограниченного контингента войск в Афганистане. Когда Уфимский цирк в 1991 году ушел на капитальный ремонт, Валерия пригласили организовать оркестр цирка в Тольятти. Это была первая проба в создании профессионального эстрадного коллектива. В 1997-м на его базе появился джаз-бэнд Тольяттинской филармонии, и в феврале 1998 года ему присвоили статус филармонического оркестра.
Вместе с саксофонистом Константином Горшковым (сейчас солистом ансамбля Леонида Агутина) они перелопатили большой объем материала для составления репертуара: книги, ноты, пластинки. До сих пор нотная библиотека Мурзова считается самой богатой в городе, а фонотека насчитывает более тысячи дисков, не считая виниловых. Из любимых исполнителей – оркестры Фергюсона и Густава Брома, трубачи Артуро Сандоваль, Пакито де Ривера, кубинская группа «Иракере». Отличный слух, память, знание джазовых стандартов позволяют с полуслова понимать приезжающих американских музыкантов, которые «варятся» в этом стилевом котле с детства.

От мейнстрима до авангарда

За годы деятельности оркестром создано около 100 разноплановых программ, включая музыкально-театральные постановки, проведено более 150 концертных выступлений в разнообразных жанрах джазовой музыки совместно с солистами. Любопытно, что наставником Мурзова в работе с оркестром был народный артист России Анатолий Кролл. Директор филармонии Юрий Лившиц привлек маэстро в качестве главного приглашенного дирижера, и с 2002 по 2010 год известный музыкант работал с коллективом, добиваясь точных штрихов, фразировки, нюансов, разбирая «по винтикам» звучание всех оркестровых групп, собирая каждую композицию.
Затем биг-бэнд под управлением Валерия Мурзова неоднократно становился участником и лауреатом всероссийских и международных джазовых фестивалей: «Серенада Выборгского замка», Международного фестиваля искусств «Летний замок» (Вольфсбург), Первого международного джазового фестиваля «Агидель джаза» (Уфа), Международного фестиваля «Свинг Белой Ночи» в Санкт-Петербурге. Становление оркестра совпало с проведениями Всероссийского джазового фестиваля имени О. Лундстрема в Тольятти, поэтому профессиональная среда была обеспечена. Сейчас оркестр – непременный участник фестиваля «Тольяттинская музыкальная осень», а ранее «Jazz-весна в Тольятти» (2007–2011).
Во многом благодаря личной инициативе и творческим связям Мурзова, с оркестром работали Игорь Бриль, Игорь Бутман, Даниил Крамер, вокалисты Юрий Шихин, Ирина Родилес, Ирина Остин, Лилия Чугунова, Ольга Олейникова, Анна Бутурлина, Светлана Рубинина, Ирина Томаева...
Список зарубежных партнеров тольяттинского оркестра пополняют имена Тима Стронга, Джейми Дэвиса, Кармен Бредфорд, Алвона Джонсона, Мирны Клейтон. Недавние открытия Мурзова – лауреат международного фонда «Молодые дарования» пианист Евгений Борец и саксофонист Антон Румянцев.
Оркестр настроен на дирижера, а дирижер – на дальнейшее развитие и служение музыке. Пожелаем обоим удачи!

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)
Tags: Джаз, Культура Тольятти, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment