Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Новообразования образования

С надвигающимся Днем знаний, товарищи!

Герман ДЬЯКОНОВ *
Рисунок Сергея САВИНА

Прошу прощения за сомнительный каламбур. Термин «новообразование» в медицине используется как синоним для слова «опухоль». Еще хуже упоминание имени покойника на фоне и без того мрачных известий. Это я про образование. Осталось ли оно в своем первозданном виде – именно образования, а не оказания образовательных услуг?

Перед обществом всегда возникает вопрос: чему и как учить новое поколение, только вступающее в очередной этап своей жизни? Для ответа на вопрос «чему» необходимо сформулировать модель этого самого общества в более или менее отдаленной перспективе. А для этого нужно очень много знать, еще больше – уметь, и иметь хоть какие-то навыки в анализе ситуации. Но сейчас этому не учат.
Итак, вернемся к «опухолям». Как и в организме, они могут быть доброкачественными и злокачественными. Знает ли гражданин России, не работающий непосредственно в сфере образования, чем занимаются по большей части учителя, воспитатели, преподаватели? Вы думаете, воспитанием и обучением? Да ни фига подобного! Переделкой документации с целью привести ее в соответствие с новыми образовательными стандартами!

[Spoiler (click to open)]
Это происходит один-два раза за астрономический год, захватывая и отпуск преподов, правда, не такой уж и маленький. Тут напрашиваются два варианта. Первый говорит о гуманности минобрнауки, которое не сразу выкатывает окончательно желанную форму тех же самых рабочих программ, а постепенно. Так один собаковод, жалеючи собачку, хвост ей купировал не сразу, а за несколько раз, постепенно.
Второй вариант более правдоподобный: чиновники министерства абсолютно некомпетентны и действуют по единственному доступному им методу тыка. «Википедия» когда еще предупреждала, что «присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами». Как точно, как верно – просто на века.
Это присоединение произошло в то незамутненное сомнениями время, когда нам казалось, что еще немного, еще чуть-чуть – и Европа вместе со всем прогрессивным человечеством поймет, насколько мы хорошие, что мы вполне европейцы, и как только наша высшая школа выпустит «болонок», так тут же благодарные иностранцы завалят нас баблом за такое благо.
Но что для немца хорошо, для русского – смерть. Там не нужны универсалы. Вот тебе гайка, а вот болт. Формулируем профессиональную компетенцию: «Способность оценивать необходимость проведения мероприятий по реализации разъемного соединения и осуществлять их». Нормально. Сравните с нашими компетенциями: «Обладать навыками распределять необходимые функции между людьми в команде». Это для программиста.
Как это определяет специфику труда будущего специа… простите, «болонки» могут претендовать только на уровень бакалавриата, а это уровень среднего образования. Специалистов у нас нет по приказу из Болоньи. Вышеприведенная компетенция даже и не компетенция вовсе, а некая черта характера профессионала, которая может быть достигнута после многолетней работы. А не за пару часов лабораторки!
Чем меньше компетенций заложено в рабочую программу, тем легче ее составлять. Тем более, эта бумага по факту не нужна никому, кроме проверяющих из министерства, приехавших или приятно покушать, или не кушать вовсе, если имеется задание закрыть академию, университет, лицей, институт или что там есть. Так что главной злокачественной опухолью позволю себе считать министерство науки и высшего образования.
По поводу младшего брата, министерства просвещения, сказано много, особенно в контексте ЕГЭ. Мне все-таки кажется, что в самом таком экзамене крамольного и убийственного нет. Просто государство как заказчик и одновременно поставщик образовательной услуги вправе требовать установления и соблюдения определенных стандартов. Плохо то, что единственной целью нашего среднего образования стала подготовка к сдаче ЕГЭ, что делает его непристойно средним (образование, конечно). Это уже не образование, не изучение предмета, а натаска. Правда, с болонками не охотятся и их не натаскивают, а «болонки» – другое дело.
***
Еще одна «опухоль» – цифровизация. Неудобно даже перед замечательной Татьяной Романовой с соседней полосы за эту фонетическую непристойность. Это не так круто, как «обномеражмарацца» **, отмеченное в свое время Натальей Эскиной, человеком абсолютного слуха, но тоже не благозвучие.
Гораздо вреднее в этом этапе развития коммуникаций, как ни диалектично, именно его несомненная польза, а именно глобальная доступность информации. Я бы рискнул поставить перед теоретиками следующий вопрос: есть ли принципиальная разница между систематическим официальным образованием и самообразованием? Последнее является не чем иным, как самостоятельным поиском и отбором учащимся необходимых ему сведений, причем критерии их необходимости определяются им самим.
В наши дни эта форма образования стала доминировать. Внимательный учитель может заметить, что в определении функций самообразования пропущен этап усвоения знаний. К сожалению, единственным экзаменатором в этом случае является сам учащийся, а отсюда огромное число разных открывателей чакр и ниспровергателей квантовой теории. Кажется, ты на пике науки, но это только кажется, и только тебе.
Но вернемся к нашим баранам (не обижайтесь, г-да чиновники, это из Рабле, вы всё равно не знаете). Остро стоит вопрос, как учить при торжестве цифровизации, а надо задаваться более древним: чему учить. Как сейчас помню: не меньшие пересуды были у нас в Древнем Египте при переходе от свитка к кодексу.
Но чему учить есть сегодня главный вопрос. Современные цифровые технологии (вот что такое цифровизация) позволяют не только прочитать и даже прослушать предлагаемый дидактический материал, но и просмотреть то, что в традиционной форме преподавания скрыто по содержательным или иным причинам, в том числе в силу отсутствия нужного оборудования.
Тут-то бы и дать волю сторонникам универсального, широчайшего образования, как это намечалось в СССР. Образование должно быть системным, а не кусочно-негладким, как сейчас. Лакуны и дублирования в учебных планах никого не удивляют. Часто вместо заявленной дисциплины читается материал, знакомый преподавателю, нагруженному этой дисциплиной. Поверьте, я знаю, что говорю. И больше лекций! Самостоятельность хороша, но часто за ней скрывается полное отсутствие системности образования.
Порой всё сводится к написанию отчетов и рефератов. Ой, я сказал? «Написанию»? Ошибся! Найди, скопируй, распечатай. Есть хоть намек на прочтение? Только в головах вузовских идеалистов. Так что знания выброшены, умения в реальности и не подразумеваются, а навыки и вообще в этом таратореньи есть вещь нелепая и недоступная. Нет широты видения мира.
Наши гении из минобрнауки придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Ориентация на узкий круг компетенций (редко в какой рабочей программе найдется их числом более трех) совершенно не подходит к бешеным темпам развития цивилизации. Сегодняшние выпускники «задуманы» четыре года назад. Направления, бакалавры по направлениям, специалитет, магистратура. Кого-нибудь греют эти чужие слова? Меня – нет. Я как преподаватель с полувековым стажем не понимаю, как можно оценивать знания студента по заранее расписанным вопросам, ответы на которые присутствуют в любом телефоне.
Вопрос про новейшие тенденции? Да не вопрос! «Яндекс» знает всё. Что же в сухом остатке? Минобрнауки пора перестать делать вид, что оно на что-то способно, и вернуться к большей степени доверия преподавателям. Уверяю чиновников, что далеко не все преподаватели взяточники и уступают в интеллектуальном плане министерскому планктону. Нет, конечно, есть и такие, но их мало. Хотя, с другой стороны, часто можно встретить априори недоброжелательное отношение к студентам: назначил встречу и не явился, не пускает студента в аудиторию после восшествия себя, великого, да мало ли чего еще. Это, девочки, непрофессионально. К дедушкам это также относится. Родители отдали чадушко вам на обучение. Вот и учите.
И еще следует прекратить раздвоение личности преподавателей. По современному пониманию он должен быть великим ученым и прекрасным преподавателем. Два достойных уважения человека, Ученый и Педагог, редко уживаются в одной личности. Ученый должен быть специалистом, чем уже, тем лучше. Преподаватель обязан быть эрудитом. Кто против? Все – «за». Все мы учились у разных людей, и далеко не каждый из них был корифеем в науке. Преподавание отвлекает корифеев. Знаний хорошего эрудита вполне хватает для глубокого овладения искусством преподавания.
Что-то я заболтался. Скоро 1 сентября. Выпьем не чокаясь. Однако бывает ведь и клиническая смерть. Есть ли какие-то надежды на реанимацию нашего образования?

* Специалист по теории информатики, старший преподаватель СГТУ.
** Коробка с красным померанцем –


Моя каморка.


О, не об номера ж мараться


По гроб, до морга!


Б. Пастернак, «Из суеверья»



Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)
Tags: Образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment