Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Вчера, сегодня, завтра

Елена БОГАТЫРЕВА *
Фото Сергея ОСЬМАЧКИНА

В галерее «Новое пространство» областной универсальной научной библиотеки работает выставка художественных работ «ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА», подготовленная кураторами Дмитрием МАНТРОВЫМ и Алексеем КОЛЕСОВЫМ в соавторстве со специалистами краеведческого отдела СОУНБ.

«Отличие этой выставки в том, что к участию привлечены не только сообщество художников, но и сообщество краеведов. Выставка, помимо визуального, эстетического ресурсов, содержит информативный и образовательный. В этом ее отличие от других выставок городского пейзажа. Ядро выставки – работы, толчком к которым послужили те или иные тексты с историческими и литературными справками, предоставленные краеведами библиотеки во главе с Александром Завальным. От них и отталкивались художники», – раскрывает идею проекта Дмитрий Мантров.
Любитель краеведения действительно найдет на выставке информацию об известных архитектурных памятниках, выдающихся личностях, жизнь которых связана как-то с ними. Частью проекта является и экспозиция краеведческих изданий из фондов СОУНБ «Прошлое в настоящем: образы Самарского края», лекции искусствоведов Яны Травкиной, Валентины Черновой, краеведа Валерия Мокштадта, видеоинтервью с автором множества книг о Самаре Александром Завальным.
На выставке можно найти виды старой Самары, такие узнаваемые топонимы, как Хлебная площадь, изображения домов, в которых жили выдающиеся люди, новые достопримечательности, действующие и уже исчезнувшие архитектурные ансамбли.
Соединение художественного высказывания с краеведческой темой поначалу вызывало недоверие: познакомиться с очередной дозой краеведения можно ведь и как-то иначе, не пытаясь прочитать мелким шрифтом информацию возле работы, – неудобно, да и так ли нужны здесь художники. Особенно когда зрители настроены «увидеть прекрасные особняки Самары, памятники, знакомые с детства или же незаслуженно забытые, в самом неожиданном ракурсе».

Павел Пашкин. Валериан. 2020

[Spoiler (click to open)]
Впрочем, изначально в задачу краеведов входило не только составление набора адресов, но и выбор фокуса художественного взгляда на старую Самару, распахнутую в полете времени. И любитель живописи найдет на выставке достаточно хороших образцов художественного письма. При этом стилистический диапазон довольно широк, тема родного города собрала разных художников (33 автора предложили более 70 своих работ), представителей самых разных стилей и школ, «по-разному оценивающих историю и её героев». Среди экспозиционеров много тех, кого всё еще принято помещать в ранг «свободных», что не отменяет профессиональную выучку за плечами. В пресс-релизе авторов определяют как «совершенно разноплановых», что правда. А это, в свою очередь, порождает запрос на исследователя самарского художественного текста.
Тематический пленэр оказался еще и поводом для концептуализации как письма, так и избираемого образа. Вот пример контрастных по содержанию и форме решений по одному адресу (Куйбышева, 73): «Буревестник» Марии Пешковой и «Ненужный Горький» Вадима Тюкина.

Вадим Тюкин. Ненужный Горький. 2019

«В одном случае видим Иегудиила Хламиду, который, являя подобие входившего в моду Ницше, жег самарского обывателя в газете, а обыватель леденил моралиста в жизни, – комментирует Алексей Колесов. – В другом случае зрим взлет будущего пролетарского «буревестника». Сам дом включён авторами в композицию, но мелко и лапидарно, как не имеющий никаких архитектурных изысков».
У Тюкина дом оказался внутри портрета писателя, черного на красном, обобщенного контура фигуры, включающего то ли корону, то ли шапку на голове. Дом находится посреди размытого, белого с пятнами голубого и красного, наполнения, обведен контуром и по форме вторит фигуре портрета, дальше можно фантазировать, зачем.
«Буревестник» более узнаваем и близок по образу трактовке писателя, здесь волны бушующего моря способны смыть и сам дом, если он уже не оказался внутри разбушевавшейся стихии.
Алексею Давыдову на выставке принадлежит еще одна работа («Комдив»), где из водной стихии появляется легендарный Чапаев со товарищи в композиции, узнаваемой по памятнику у театра драмы. Стихия революции находит и здесь удвоение образа, а цитата находит свое тематическое и стилистическое преобразование.
Подобное преобразование образа [из Петрова-Водкина] находим и у Марии Пешковой («Рождение фантазии»), у которой революция врывается в постройку исторической памяти, обнаруживая кривизну земного пространства и обрывы времени.
Работа Алексея Колесова «Мысль. Запрет. Подрыв». Первая газета марксистов России «Самарский вестник», 1896–97» предлагает решение актуальной для России темы выбора своего будущего. Деятельность «Самарского вестника» и других российских периодических изданий связывается с мыслью о необходимости реформ, вечной российской темой: «А мысль не вырезать из общественного сознания». Так что работа художника, обращенная в наше «вчера», побуждает к поиску пути, по которому идти «сегодня и завтра».
В кураторском пояснении «краткого исторического контекста» Колесов спрашивает: «Случилась бы катастрофа 17-го, если бы свобода прессы, открытость дискуссии в стране держались естественной законной нормой? Вопрос актуальный вчера, сегодня и… завтра? Или нет?»
***
При организации выставки пригодился опыт руководителя галереи Нели Коржовой, который позволил расширить кураторскую коллаборацию, расставить акценты, выявить оппозицию статики и динамики места, его разную фактуру и наполненность историей, да и настроенность в работах художников.
В глубине первого зала располагается работа Дарьи Бондаренко «Особняк купца А. А. Савельева». Образ луны, плывущей в небесах и напоминающей своим узором земной шарик, как он видится из открытого космоса, символичен. Но не она мечта, мечта вот здесь, в этом купеческом одноэтажном доме – уютном, поэтичном, зримом, устойчивом.
Стилистический диапазон художественных решений на выставке довольно широк – от акварелей Елены Маховой и пленэрной живописи Владимира Башкирова до акрилового цветового удара Павла Пашкина. Диптих «Выпускники Кембриджа», состоящий из портретов Гая Берджеса и Дональда Маклина, живших в «Доме советских разведчиков-англичан» на Фрунзе, 179, сметает мечтательность снов о старой Самаре и являет еще один взгляд на революцию.
Магия лица памятника Куйбышеву (а странность в том, что зритель видит именно лицо, а не его силуэт) в работе Пашкина «Валериан» включает ресурс двойственного для русской культуры мифа о правителе-преобразователе. Вот и здесь голова истукана, освещенного ирреальным светом революции, подразумевает уже другие, не волжские пейзажи и другую романтику – ту же индустриальную стройку с ее вечными дымящимися трубами заводов, просматриваемых за силуэтом театра оперы и балета.
В экспозиции – работа Валерия Искварина «Свято место, или Три в одном», в которой автор накрепко связал образ нового мира (театр оперы и балета, вставший на место взорванного собора) с образом одного из «отцов-основателей» нового порядка. Ноги человека, способного растоптать всё, своей гигантской величиной указывают на хрупкость культуры, срок символов которой недолог и умещается уже в жизнь одного поколения. Почти опереточный комментарий биографии В. В. Куйбышева, помещенный под картиной, невольно усиливает значение этой метафоры нового мира.
Удача коллаборации краеведов, художников, кураторов объясняется тем, что тема живая, да и в архиве каждого художника Самара так или иначе присутствует. Временной диапазон выставленных работ не ограничивается только последним годом, хотя по датам написания работ заметно, что многое было выполнено именно для данной экспозиции.
Зритель находит на выставке и прекрасную подборку графики Ирины Амелиной 2011 года («Призраки старого города», «Время», «Самарский дворик», «Конец детства»). Благодаря участию в проекте коллекционера Вячеслава Тишина временные границы еще более расширились, так что самарцы смогли увидеть работу Ивана Комиссарова «Первомай» (1968), раннюю работу Владимира Логутова «Набережная зимой. Гостиница «Россия» (1998), этюд Виктора Завацкого «Дом с эркером» (1961) и работу Владимира Терёхина «Костел» (1996).

Графика Ирины Амелиной. 2011

Значение этой выставки проявит будущее. Меня не удивило, что инициатором выставки оказался Дмитрий Мантров. Этого художника всегда отличало желание собирать вокруг себя неравнодушных к состоянию мира, его идеала, товарищей. Вот и сейчас он рассказал об ассоциации «Палитра мира», которая объединяет мастеров из многих стран: Франции, Испании, Германии, Англии, Алжира, Марокко, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Туниса, Турции, России. При участии «Палитры мира», созданной с целью «привлечения художников, профессионалов и любителей, чтобы жить искусством совместно с художниками всего мира», во многом собиралась и эта выставка.

* Философ, литератор, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Самарского университета.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment