Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Наследие прошлого. Василий Егорович Панкратов

Валентина ЧЕРНОВА *

В конце февраля в серии «Прекрасного след» вышел альбом-каталог «Художники Самары» о творчестве четырех мастеров, которых более тридцати лет уже нет с нами, – Олеге Карташове, Венире Кныжове, Валентине Белоусове, Василии Панкратове.

Мне предстояло знакомство с один из старейших портретистов Самары Василием Егоровичем ПАНКРАТОВЫМ (1928–2001). Он родился в селе Кузькино Новодевического уезда (ныне – Шигонский район) Самарской губернии. Они жили в сердце Жигулей. Через село протекала река Камышинская, в 22 километрах – Волга.
Люди жили в то время просто. У всех в домах была традиционная утварь. Сами делали лубяные лукошки. А когда ходили в ночное, пекли картошку. Лошадь всегда была рядом, паслась, плуг тащила, она была частью крестьянского быта. Детство будущего художника было сугубо крестьянским, и впоследствии он постоянно ездил в свою деревню.
В 18 лет он поступил на живописно-педагогическое отделение Пензенского художественного училища имени К. Н. Савицкого, которое окончил в 1951 году. В 1954-м продолжил образование на живописном факультете Харьковского художественного института.
Одна из ранних работ, в которой отчетливо проявились традиции пензенской художественной школы, – «Пейзаж» (1958), написанный в бытность студентом. Скупой зимний двор, у забора притулилась темно-гнедая лошадка, запряженная в сани и подбирающая с заснеженной поверхности остатки соломы. Получился замечательный образец пленэрной живописи.
Крестьянский сюжет с лошадкой сопровождал Панкратова всю жизнь. В конце 80-х он написал распряженную белую лошадь, меланхолично жующую сено: «Лошадь» (1989). В образе этого животного проявилось крестьянское чувство бережного, заботливого отношения к существу, составляющего основу крестьянского бытия.


Василий Панкратов. На операции. 1972

[Spoiler (click to open)]
***
После окончания института Василий Панкратов возвратился в Куйбышев. Рано стал участником областных выставок. С 1960 года – член Союза художников СССР.
В 60-е годы центром изобразительного искусства в Куйбышеве стала Детская художественная школа № 1, открывшаяся 12 декабря 1961 года по инициативе офицера морского флота, художника Григория Ефимовича Зингера (1914–1995). А в сентябре 64-го на базе ДХШ была открыта вечерняя художественная школа. В последующем эти две школы объединились в единую – ДХШ № 1. Школа сразу взяла курс на серьезное академическое образование и сохраняет эти традиции до сих пор.
Панкратов пришел преподавать в вечернюю художественную школ в 64-м, когда там преподавали Венир Кныжов, Ксения и Евгений Горовых, все – выпускники престижных художественных институтов Москвы и Ленинграда.
Панкратов сохранил о себе добрую память в сердцах учеников благодаря тому, что был добрым и простым в общении с ними. Его ученица Лариса Тормозина вспоминала: прежде чем покритиковать, поругать, он вдруг становился приветливым и ласково обращался: «Ну, дорогая, давай смотреть, что ты учудила». Сразу сердечко обмирало, приходило понимание: будет ругать. Искренне отдаваясь преподаванию, он на протяжении долгих лет сохранял дружбу с теми, кто уже покинул стены школы.
Первой важной работой молодого художника стал «Портрет делегата XXI съезда КПСС Героя Социалистического Труда А. Ф. Кузьмина» (1959) В 60-м он экспонировался на республиканской выставке «Советская Россия» в Москве и в том же году был приобретен Куйбышевским художественным музеем. Героя запечатлели в заводском цехе, рядом со станком, с деталью в руке. В этой работе проявилась важная черта творчества Панкратова – взгляд у всех моделей обращен внутрь себя, нет открытого позирования. Этим портретом началась работа живописца над созданием портретной галереи своих современников.
В 70-е центральной темой Панкратова стал портрет представителя рабочего класса. Он написал несколько тематических полотен, таких как «Штаб строительства ВАЗа» (1970), серию портретов рабочих 4-го ГПЗ. Он часто бывал в цехах, делал зарисовки, наброски, порою писал этюды. Ему хотелось создать типический портрет рабочего, при этом сохраняя характерные черты каждого персонажа.
***
Редчайший образец портрета-картины – «Операция» (1972). Здесь художник показывает профессора Тихона Ивановича Ерошевского, с которым был дружен, как в документальном кадре. Все персонажи в композиции не позируют, не выхвачены фронтально, они целиком погружены в борьбу за здоровье больного.
Только благодаря пристальному всматриванию в жизнь модели, тесному знакомству с личностью мог появиться такой замечательный «Портрет хирурга профессора Бориса Федоровича Черкунова» (1977). Это портрет не просто представителя определенной профессии, но и выдающегося человека. Лицо незаурядной творческой личности, словно вдохновлено какой- то идеей.
Сам Борис Федорович так же, как и Панкратов, родился в селе и в полной мере осознал радость близости к природе. Борис Черкунов начал рисовать с детства. Однако судьба внесла свои поправки. Он вошел в большую жизнь, по выражению народного художника Станислава Якушевского, «через другую дверь»: главное место в судьбе заняла медицина.
Все свое свободное время Черкунов посвящал живописи, участвуя в художественных выставках разного уровня. Благодаря дружбе с Панкратовым Борис Черкунов постигал тайны живописного мастерства, трудился и самостоятельно, по книгам и репродукциям. Скромно оценивая свое творчество как увлечение, он достиг замечательных результатов, широко представлял свои работы на выставках художников-любителей в Самаре, Рязани, в Польше, Германии.
К 110-летию со дня рождения вождя революции многие художники в рамках сложившейся тогда традиции писали работы, посвященные Ленину. Василий Панкратов выбрал незамысловатый мотив: Ленин в окрестностях усадьбы «Горки» в лесу вместе с детьми, собирает грибы. «Ленин с детьми» (1980).

Василий Панкратов. Ленин и дети. 1980

Это двухметровое историческое полотно свидетельствует о тщательной подготовительной работе. Четверо подростков окружили Владимира Ильича, а один малыш в буденовке, прижавшись к старшему брату, обутому в лапти, непроизвольно поднес ладошку ко рту. Белокурую девочку с веткой рябины в руке Владимир Ильич по-отечески тепло поглаживает по плечу.
Центрическая композиция с фигурой вождя в центре выстроена по всем законам классической академии. Первый план, на котором располагаются герои, будто сцена, второй план с изображением яркого осеннего леса уплощен, выглядит словно задник на сцене. Дети встали вокруг фигуры Ленина, кружком. Два мальчика справа и слева изображены в профиль, один белокурый отрок, замыкая круг, стоит спиной к зрителю. Фигура черноволосого мальчика с поднятой головой и одухотворенным лицом своим живым силуэтом в профиль вызывает аллюзии с картиной М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Но это хорошо. У великих творений не грешно учиться.
Облик Ленина, стоящего в окружении детей, решен в теплой гамме. Одетый в светло-зеленый френч, он стоит улыбающийся, моложавый, с большой кепкой на голове и держит в руке гриб. Он рассказывает ребятам о многообразии грибного мира или о светлом будущем? Вероятно, теплая лирическая интонация тогда, в восьмидесятые годы, не понравилась партийным чиновникам, и эта работа, оказавшись невостребованной, в девяностые годы долго скиталась по частным коллекциям, прежде чем попасть в Самарский художественный музей.
***
В 80-е годы художник продолжал работать над портретами. Интересно сравнить два портрета кисти Василия Панкратова: «Портрет заслуженного работника капитана милиции» (1981) и «Капитан ракеты» (1983).
Капитан водоходного судна сидит в рубке, за его спиной в окне виднеются река и город – вид на Самару, лицо модели устремлено справа налево на невидимого собеседника. Одной рукой он опирается на угол столика, где небрежно брошена пачка сигарет «Космос», в другой держит форменную фуражку. Художник выделяет лицо и в особенности руки, добиваясь в композиции впечатления случайно сделанного кадра.
С портретом капитана милиции есть несомненное сходство: фигура модели так же прорисована в ракурсе справа налево, на фоне кабины милицейского уазика. Здесь молодой человек в форме запоминается не руками, а глубоким взглядом. И как всякий герой у художника, капитан милиции запечатлен на фоне городского пейзажа. На холме виднеется угол дома красного кирпича.
Удивительно, что художник намеренно изменяет законы построения композиции. Базовые законы композиции гласят: мы воспринимаем картинку слева направо, проще считываются такие изображения, где объект смотрит вправо, а при движении объекта влево оно воспринимается более замедленным. Василий Панкратов сознательно хотел затормозить взгляд зрителя, чтобы тот более детально всмотрелся в облик персонажа.
Во второй половине 80-х в стране произошли разительные перемены. Государственный институт заказных портретов выдающихся людей прекратил свое существование. Одна из последних работ такого рода – заказ Самарской областной юношеской библиотеки: поколенный «Портрет Алексея Толстого» (1985).
Фигура писателя представлена фронтально, темным силуэтом на сером фоне. Алексей Толстой облачен в мягкий костюм глубокого оливково-зеленого цвета, жилет. На белоснежной рубашке выделяется темно-пурпурный галстук. Облик писателя предстает в ракурсе снизу вверх, как будто зритель в кресле, а Толстой богатырски нависает над ним.
Наиболее подробно художник разрабатывает лицо. И в том, как оно решено, сказалось внимательное изучение портрета Алексея Толстого кисти Павла Корина 1940 года, написанный на его даче в Барвихе. Художник увидел в нем человека одаренного, широкой натуры. Русского богатыря, вышедшего из былин.
На холсте огромное красное кресло едва вмещает в себя исполинскую фигуру писателя. И Василий Егорович Панкратов так же, как и Корин, использовал в своем портрете характерную привычку писателя прятать правую руку в кармане. Левой рукой Толстой опирается на подлокотник кресла. Безусловно, Панкратову, незнакомому с писателем, интересно было изучать живопись Корина. Он внимательно использовал в лепке лица писателя приемы пластического решения как у Корина. Только у Корина вся голова писателя структурирована мелкими плоскостями, цветная краска проложена густым вязким тестом, а Панкратов работает тоном, и вся совокупность черт лица Алексея Толстого представлена более сглаженно, смазанно. Несмотря ни на что, портрет из-за скупого колорита получился, элегантным представительным.
О том, какое значение колориту придавали русские живописцы, свидетельствует хотя бы известное высказывание Сурикова: «Есть колорит – есть художник, нет колорита – нет художника». Теперь мы смотрим шире. Можно и не быть колористом в полном смысле этого слова и оставаться очень хорошим художником. Однако немногие художники наделены колористическим даром. Например, И. Бродский, Г. Коржев, Д. Жилинский не тяготели к колористической направленности живописи. Они нашли каждый свой особый путь в искусстве, путь, который позволил выявить наиболее сильные стороны таланта каждого из них.
Так и Василий Егорович Панкратов не был прирожденным колористом, но мастером композиции и крепкого рисунка. Пример – «Портрет Марии Ворониной» (1993), решенный в технике пастели. Это единственный портрет в графической технике. Он относится к категории камерных, не для выставки, а для бытования в семье, и полностью соответствует поставленной задаче.
До конца жизни Василий Панкратов был верен реалистической манере письма, не признавая экспериментов. Приверженность классическим традициям чувствуется во многих работах, его манера убедительно соотносится с понятием стиля социалистического реализма.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 12 марта 2020 года, № 5 (178)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • «Мы с тобою одной крови, ты и я…»

    Ольга ГОРОДЕЦКАЯ Самара и Сицилия… Что может быть общего у двух этих слов, кроме первой буквы?.. На моей уже полувековой памяти слово…

  • Роман о клезмерах в 5 частях с прологом и эпилогом

    Ольга КРИШТАЛЮК * Пролог Время нынче тревожное, дорогой читатель! Карантинное затишье пугает не только неизвестностью ближайшего…

  • Евразийский оракул

    Ольга ЖУРЧЕВА * Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Трубецкого. Трубецкой кажется парадоксальной личностью. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments