Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Вековой блюзовый хит

Игорь ВОЩИНИН *

Исполнилось 105 лет со дня рождения одной из самых известных и благодаря джазу получивших всеобщую популярность композиций. Это знаменитый Saint Louis Blues.

Блюз – традиционный жанр народной афроамериканской музыки, ставший одним из корней более поздних музыкальных направлений, в том числе джаза и рока всех модификаций и стилей. Возник блюз в XIX веке как негритянский фольклор, но в начале ХХ столетия появились и блюзы, написанные конкретными композиторами.
Первым сочинителем блюзов стал трубач и руководитель оркестра Уильям Хэнди, представивший в 1912-м Memphis Blues, а через два года и быстро ставший знаменитым Saint Louis Blues. Хэнди основал музыкальное издательство, в котором кроме собственных опубликовал множество народных негритянских песен, а в 1915-м на лейбле Columbia была выпущена и первая грампластинка с записью «Сент-Луис блюза».
Уильям Хэнди стал именоваться «отцом блюза», всего он написал около сотни блюзовых мелодий. Если бы кроме «Сент-Луис блюза» он больше вообще ничего не сочинил, то и этого достаточно, чтобы он стал значительной фигурой в истории музыки. Хэнди первым окончательно закрепил трехстрочную строфу и 12-тактную схему, то есть создал блюзовый стандарт.

[Spoiler (click to open)]Память композитора сохранена за счет повсеместно звучащего названия «Сент-Луис блюза». С 1967-го так называется одна из лучших хоккейных команд США, на родине в Мемфисе композитору установлен памятник. Исполнительская версия «Сент-Луис блюза» 1929 года принята в Зал Славы премии «Грэмми», а с 1979-го в США проводится престижный конкурс блюза имени Уильяма Хэнди.
В ХХ веке появились и другие композиторы блюза, хотя большинство их мелодий создано не в вокальной, как в архаике, а в инструментальной форме. Достаточно вспомнить легендарный биг-бэнд Каунта Бейси, который нередко вообще именовался блюзовым, а в его репертуаре много композиций этого жанра, до наших дней звучащих с неповторимым свингом, свежо и современно.
Вначале – в традиционной блюзовой вопросно-ответной форме – дважды пропевалась первая строфа, а затем следовала ответная. Блюз – диалог, хотя и с самим собой. Эта схема использовалась и Хэнди, но в «Сент-Луис блюзе» появился еще третий 16-тактовый куплет-бридж. Причем именно этот бридж, собственно, и принес известность всей композиции, а какие-то ее джазовые исполнительские версии порой вообще ограничивались только им.
Популярность мелодии быстро стала просто фантастической. Этому способствовали ее исполнения самыми известными джазовыми музыкантами и вокалистами, в том числе уже упоминавшейся великой Бесси Смит с корнетом Луи Армстронга, большим хором и органистом Фредом Лонгшоу. Эта версия появилась в 1929-м и на киноэкране. В 1943-м маршеобразную аранжировку блюза сделал биг-бэнд американских ВВС под руководством майора Гленна Миллера.
В 1954-м вышел альбом Louis Armstrong Plays W.C. Handy, где, конечно, был и St. Louis Blues. Причем продюсировал диск знаток джаза Джордж Авакян, ставший единственным гражданином США, отмеченным в 1990-м высшей наградой СССР – орденом Ленина. Вообще же Армстронг записал легендарную композицию 17 раз, и жемчужиной здесь стал дуэт с великой Эллой Фитцджеральд. Список исполнителей бесконечен, отметим еще только оркестры Дюка Эллингтона и Бенни Гудмена, пианистов Оскара Питерсона, Дейва Брубека, Тедди Уилсона и Арта Тейтума, вокалистов Бинга Кросби, Билли Экстайна, Боба Дилана и Луиса Приму.
В исполнении Пэта Буна, а также ансамбля 101 Strings «Сент-Луис блюз» превратился в красивейшую балладу, а король rock'n'roll Чак Берри имел свою версию.
После великой Бесси Смит композицию постоянно исполняла госпел-певица Махалия Джексон, ведь госпел – это религиозная форма блюза. Сам же Хэнди говорил, что при написании композиции его задачей было совмещение синкопирования и энергии регтайма с музыкальными традициями религиозных спиричуэлс.
В тексте «Сент-Луис блюза» звучит жалоба любящей женщины: «Я ненавижу вечернее солнце в закате, и я люблю своего мужчину до того дня, когда я умру». Эрик Клэптон сказал, что «блюз – это когда хорошему человеку плохо». Но мелодия Хэнди – одна из немногих в жанре, где настрой тоски, безысходности не главный. Композиция звучала в фильмах Чарли Чаплина, в диснеевских мультиках, в Эфиопии из нее сделали военную песню, когда в 30-х годах страна боролась с итальянскими колонизаторами.
В 50-е в СССР «Сент-Луис блюз» звучал на концертах великолепного афроамериканского баса Поля Робсона, а джазовая версия появилась в 1962-м, ее исполнили музыканты легендарного оркестра Бенни Гудмена.
Среди отечественных музыкантов, которые связаны с «Сент-Луис блюзом», в первую очередь следует упомянуть замечательного трубача и руководителя оркестра Эдди Рознера. Блюз Хэнди был его коронным номером, с которого начинались концертные программы. Следует признать, что чистого джаза в оркестре Рознера было не так уж много, хотя сам он знал его и прекрасно играл на трубе в манере легендарного Харри Джеймса. Но Эдди был великим мастером эстрадных сценических шоу, и выглядело это очень эффектно. В полумраке зала на медленно открывающемся занавесе начинал играть оркестр, постепенно свет становился ярче, и из-за боковой кулисы высовывалась рука с позолоченной трубой. И зал уже начинал оглушительно аплодировать. Затем выдвигалась стройная и щегольская фигура музыканта в ослепительно белом костюме. Личное обаяние Эдди, его артистизм и шикарная манера держаться на сцене, умение моментально завладеть зрителями, перебрасываясь с ними шутками на забавной польско-русско-немецкой словесной мешанине с неповторимым акцентом, – всё было просто неотразимым. И после неизменного «Шмаляем джаз, холера ясна!» звучал легендарный «Сент-Луис блюз». Зал уже был у ног музыканта, а его демонстрация высочайшей техники владения инструментом, его темперамент, музыкальность, освещенная искрами юмора, головокружительные пассажи в верхнем регистре с чистейшим и выразительным звуком трубы завершали пленение слушателей.
Была мелодия в репертуаре оркестров Олега Лундстрема и Иосифа Вайнштейна, Ленинградского диксиленда, дуэта отличных гитаристов Николая Громина – Алексея Кузнецова и даже звезды российского шансона Аркадия Северного рядом с «Муркой» и «Гоп со смыком».
***
История композиции Уильяма Хэнди «Сент-Луис блюз» весьма интересна, но, уверен, и с началом второго столетия в биографии композиции появятся эпизоды, которые дадут повод этот разговор продолжить.

* Член Гильдии джазовых критиков России, член Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 16 января 2020 года, № 1 (174)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment