Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Власть археологического Труда

С Днем археолога, дорогие коллеги!

Дмитрий СТАШЕНКОВ *

Несмотря на существующие ограничения, отмену археологических практик в вузах, археологические исследования на территории Самарской области в самом разгаре.

В средствах массовой информации уже сообщали о раскопках раннесредневекового поселения, которые проводятся на территории Жигулевска экспедицией ООО «Гефест». Активно ведутся археологическая разведка и работы по уточнению границ археологических памятников. В частности, сотрудники ГБУК «Наследие» в настоящий момент заняты определением современного состояния и проведением топографической съемки участка Новой Закамской линии – памятника истории и культуры федерального значения.
Полевые работы проводятся и Самарским областным историко-краеведческим музеем имени П. В. Алабина совместно с Институтом истории и археологии Поволжья. В этом году они сосредоточены преимущественно на раннесредневековом памятнике – селище Власть Труда I. Те читатели, которые следят за археологическими новостями, наверняка уже слышали о нем. Открыт он был экспедицией музея еще в 2007 году, активно изучается три последних полевых сезона. Что же заставляет археологов из года в год выезжать на раскопки одного и того же памятника? Что нового они могут дать?

[Spoiler (click to open)]
Посмотрим на примере древнего поселения у поселка Власть Труда. То, что памятник необычный, стало понятно уже после его обнаружения. Поселение очень большое – вытянуто на полтора километра вдоль Мастрюковских озер. В обнажениях проселочных дорог, которые после больших дождей каждый раз прокладываются в новых местах, были обнаружены фрагменты вылепленных от руки глиняных сосудов. Такие сосуды изготавливались в раннем средневековье, в I тысячелетии н. э., а вот в какой именно отрезок средневековья – с этим еще предстояло разобраться.
Всё на́чало становиться на свои места после того, как в ходе одной из разведок были обнаружены фрагменты амфор, в которых привозили вино из Крыма. Такие амфоры изготавливались только в VIIIIX вв. н. э., в хазарскую эпоху. К нам они попадали, естественно, вместе с содержимым – видимо, крымские вина высоко ценились кочевниками Поволжья. В Самарском Поволжье до сих пор найдена только одна подобная целая амфора – в одном из курганов на Самарской Луке. Не было бы наших раскопок на селище Власть Труда, мы бы так и думали, что это уникальная находка и крымский импорт для наших мест – что-то совсем уж экзотическое. И хотя мы находим только кусочки амфор, их уже десятки, найдены они в разных местах, а значит, подобных сосудов было множество. В таком случае, мы уже готовы сделать определенные выводы о размерах дальней торговли и направлении торговых связей древнего населения Поволжья.
Еще один важный вопрос: почему археологи решили, что это поселение оставлено кочевым населением? Плотность сооружений и находок из культурного слоя сравнительно невелика, и похоже, что в поселении преобладали легкие наземные жилища – видимо, юрты. И, самое важное, мы уже можем уверенно говорить о том, что среди кочевников, осваивавших летние пастбища в районе Мастрюковских озер, были древние венгры. Очень уж характерные фрагменты лепных сосудов мы находим при раскопках – тонкостенные, круглодонные, орнаментированные резными линиями в верхней части. Такими сосудами пользовались древние венгры, оставившие в IX веке Волго-Уралье и обретшие новую родину на Дунае. В ходе наших раскопок мы получили аргументы в пользу того предположения, что легендарная прародина венгров, Великая Венгрия, или Magna Hungaria, захватывала и Самарский регион – здесь находились западные границы венгерских кочевий. А это уже важное научное открытие, и для того, чтобы высказанная нами гипотеза стала научным фактом, нужны новые аргументы, новые находки, которые можно получить только при новых раскопках. Вот поэтому археологи и выезжают много лет на один и тот же памятник и копают, копают, копают… Курочка по зернышку клюет, а археологи свои теории по черепочкам выстраивают.

Теперь наша задача – понять: как долго существовало поселение? Кто еще, кроме венгров, в нем проживал? Была ли обитаема эта территория только в летнее время или кто-то оставался жить здесь постоянно? Ответы на эти вопросы еще предстоит получить. Что-то мы можем сказать уже сейчас, но лучше дождаться новых находок. Обещаю рассказать о них в следующий раз.
А для затравки – несколько слов еще об одном неожиданном открытии. Уже в этом полевом сезоне мы раскопали несколько сооружений – в основном ям для хранения продуктов и для каких-то бытовых нужд. Но одно из них оказалось необычным. В выкопанную в верхнем почвенном слое небольшую яму диаметром 70 см были сложены фрагменты глиняных лепных сосудов, многие из которых были сильно обожжены – до полной ошлакованности. И когда под фрагментами керамики расчистили кальцинированные фрагменты костей, стало понятно, что это остатки погребения, совершенного по обряду кремации.
В VIIIIX вв. н. э. трупосожжение практиковали представители разных народов, в том числе и славяне, а горшки из погребения очень похожи на раннеславянские. Так что же: древние венгры жили в одном поселении с древними славянами? В одно время? Когда мы сможем однозначно ответить на этот вопрос?
Надеюсь, что уже по окончании раскопок этого года.

На фото: Амфора и фрагменты венгерской керамики с раскопа на Самарской Луке

* Кандидат исторических наук, ученый секретарь Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: История Самарского края
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment