Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Смотрим вместе. Мартин Иден

Италия, 2019
Режиссер Пьетро Марчелло

Олег ГОРЯИНОВ *

Возможна ли сейчас адекватная и близкая оригиналу экранизация «Мартина Идена» Джека Лондона – романа, форма и проблематика которого на расстоянии 100 лет видятся по меньшей мере наивными? Возможно, именно сейчас как никогда требуется реактуализация шедевра мировой литературы, который поднимает проблему политического и нравственного становления (и поражения) художника в условиях дикого капитализма! Новый фильм итальянца Пьетро Марчелло располагается в промежутке между этими противоположными, но в равной мере возможными вопросами-восклицаниями. «Мартин Иден» на языке современного кино, храня верность оригиналу, занимается не культурным архивом, а последовательно актуальным высказыванием.

Для сравнительно молодого режиссера Марчелло подобный поворот к массовому сюжету может показаться неожиданным. Его предыдущие работы выдают в нем скорее утонченного модерниста-киноэстета, чем поклонника реалистической литературы. «Прекрасная и потерянная» (2015), хотя и подключает фантазию к политической повестке, все-таки остается рафинированным зрелищем для ценителей. А документальный портрет «Молчание Пелешяна» (2011) про легендарного армяно-советского кинематографиста указывает на его интерес к экспериментальной эстетике и сложным теориям монтажа.
Начинавший как документалист Марчелло лишь в более ранних работах («Пасть волка» (2009)) позволял себе иногда заходить на территорию, близкую неореализму, – в той мере, в какой сейчас вообще уместен подобный ярлык. Тем удивительнее, что в своей экранизации Лондона Марчелло вовсе не отказывается от уже проделанной работы, убедительно показывая, что между реализмом и модернистским формализмом нет непреодолимой границы.
Фильм довольно точно следует фабуле романа, рассказывая историю творческого становления писателя, вышедшего из самых низов общества. Встреча с женщинами аналогична встречам с книгами, которые раскрывают скрытые способности внутри героя. Как известно, автобиографический роман отчасти был построен как борьба двух начал – индивидуализма и коллективизма, и финальный крах стратегии главного героя был, согласно замыслу писателя, обусловлен его неготовностью выйти за рамки своего пузыря солипсизма, превращающего мир вокруг в атомарных индивидов. Тогда как фигура его друга-учителя Бриссендена становится призраком социализма, который преследует успешного, но разочарованного в себе и в мире писателя до конца и приводит к логичному трагическому финалу.
Казалось бы, исторический контекст, в котором создавалась эта история, предельно далек от текущего положения вещей. Однако рьяная апология анархиствующего индивидуализма, признание законов рынка в качестве законов дикой природы, утверждение права сильного – всё это будет хорошо понятно и современному читателю-зрителю, с большой долей вероятности либертарианцу. А так как вряд ли молодая аудитория сейчас бросится читать Лондона, по этой причине фильм Марчелло – помимо своих несомненных художественных достоинств – обладает и важным социальным значением, будучи честным эстетическим указателем в мире сложных карт и хаотических маршрутов.

* Киновед, философ, кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Музея Рязанова.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 30 января 2020 года, № 2 (175)
Tags: Кино
Subscribe

  • Что делать? 22 апреля, четверг

    «Свежести» – в новом формате. Теперь – только о том, куда пойду сам, если обстоятельства не остановят. В четверг…

  • С тобой, Лили Марлен…

    Леонид НЕМЦЕВ * Текст иллюстрирован кадром из фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Лили Марлен» 1961 года Райнер Вернер…

  • Нос, или Заговор «не таких»

    Михаил КУПЕРБЕРГ * Россия, 2020 Режиссер и автор музыкальной композиции Андрей Хржановский Я ждал этого фильма давно, еще с времен,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment