Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Время Плеханова

Татьяна ПЕТРОВА *

В собрании Самарского художественного музея хранится большая коллекция произведений Николая Ивановича ПЛЕХАНОВА (1901–1973), уроженца Самары, о творчестве которого, к сожалению, знают не многие любители искусства. В 1976 году 36 его работ были переданы в дар музею сыном Плеханова, Сергеем Николаевичем. Часть из них была отреставрирована и показывалась на выставках в музее, но так получилось, что отреставрированы далеко не все, поэтому до сих пор мы не имеем возможности показать большую выставку работ этого своеобразного художника.

[Spoiler (click to open)]

Николай Плеханов родился в Самаре в 1901 году в многодетной семье. Его отец, И. М. Плеханов, работал в типографии и рано умер от профессиональной болезни наборщиков, наглотавшись свинцовой пыли. Мать его происходила из семьи промышленника Бровкина, после революции она торговала газетами. В юношеском возрасте Плеханов поступил в Самарский художественно-педагогический техникум, где встретился с будущими художниками Василием Ефановым и Николаем Ромадиным. Далее они отправились в Москву, где учились у Дмитрия Николаевича Кардовского, но вскоре Плеханов перешел к Василию Николаевичу Яковлеву.
Живописью Плеханов занимался в 20–30-е гг. В 1937 году Плеханов был принят в Московский союз советских художников (МОСХ), а позже он полностью углубился в реставрацию. С 1925 г. Плеханов работал в области реставрации под руководством Игоря Эммануиловича Грабаря, тесно сотрудничал с Павлом Дмитриевичем Кориным, который был реставратором в ГМИИ. В 1946-м участвовал в реставрации древнерусских фресок во Владимирском соборе Киева, а также в Успенском, Благовещенском соборах и теремах Московского Кремля. В 1961-м занимался реставрацией Бахчисарайского дворца в Крыму, принимал участие в восстановлении панорамы «Оборона Севастополя».
За творческие заслуги и заслуги в реставрации Николай Иванович два раза выдвигался на присвоение звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», но присвоение так и не состоялось в связи с позицией властей.
***
К сожалению, Плеханов-художник неизвестен не только широкому зрителю, но и многим российским искусствоведам. При жизни он редко участвовал в выставках, оставшееся после его смерти собрание, за исключением нескольких работ, не экспонировалось. Его творчество, наряду с творчеством В. Н. Яковлева, В. И. Шухаева, А. Е. Яковлева, также прошедших школу Д. Н. Кардовского, принадлежит к неоклассическому направлению в советской живописи.
В 1970-е, в период поступления в собрание музея плехановской коллекции, его произведения казались нам весьма архаичными. Тогда мы в силу известных обстоятельств лишь открывали для себя русский авангард, западноевропейское искусство ХХ века. «Время Плеханова» настало теперь, когда, пройдя значительный путь усвоения ценностей мирового искусства, мы с особым наслаждением погружаемся в тягучий, насыщенный рассол плехановских стилевых аллюзий.
Его ингредиенты – это, конечно же, барокко и караваджизм, нидерландское Возрождение и отечественный критический реализм 1860-х. При этом надо подчеркнуть, что наш автор знал искусство разных эпох не только с его фасадной стороны, а и с, так сказать, черного хода. Ведь перед нами реставратор, который имеет право вариться и священнодействовать в творческой кухне любого мастера. Так что в своем собственном творчестве он, прогулявшись по эпохам, получив в своем представлении как бы некий моральный карт-бланш, входит сам и ведет нас за собой в мир прекрасного, в определенной мере уже переваренного мировым искусством.
При этом, само собой разумеется, все его творческие построения размещаются в направляющем магнитном поле смыслов первой трети ХХ века, и в этом творчестве проявляются имплицитно встроенные современные элементы как неоклассицизма, так и сюрреализма. Одновременно ощутим привкус соцреалистического «салона» и, я бы сказала, терпкой авторской наивности. Анализируя работы, испытываешь особое наслаждение от самого процесса последовательного высвобождения смыслов: тех, что были сознательно заложены автором, и тех, о наличии которых он совершенно не подозревал.
Очевидно, что творчески Плеханов находился под определяющим влиянием своего учителя, «воинствующего реалиста» В. Н. Яковлева, лауреата Сталинских премий, категорически отрицавшего авангард. Его кредо было основано на переработке принципов Ренессанса и барокко в целях создания некоего монументально-салонного, чувственно-гипертрофированного стиля, имитирующего классику, но подчас приобретавшего сюрреалистический оттенок.
Жанровое деление полотен Плеханова, – а это пейзажи, портреты, натюрморты – не является определяющим: главное, в каком ключе они решены. Так, наиболее сильное впечатление производят его работы, явно созданные под воздействием стилистики барокко начала XVII века, и, в частности, испанской ветви караваджизма – адресующие к творчеству Риберы и Сурбарана.
Сюда относятся портреты стариков, изображения натурщиков и натюрморты. Все их объединяет особый трагический пафос, гипертрофированное чувство тревоги. Сгущенный темно-коричневый колорит, точечный источник света, который выхватывает из темноты лица и скрещенные кисти жилистых рук стариков – все остальное почти скрыто во тьме.
В «Натюрморте с черепом хищного животного» почти погруженный во тьму череп хищника угрожающе скалит зубы, в «Натюрморте с пакетом» вполне мирные калачи чуть ли не выворачивают зрителю кукиш, а пакет своими острыми гранями угрожает руке, если она вдруг потянется к нему (явные реминисценции сюрреализма).
Мизерабельно выглядит «Нищая». Тут наперекор всему в памяти всплывают пикассовские «нищие» голубого периода, одновременно мы погружаемся в атмосферу типичного христианского мартириума – сцены мучительной казни христианского святого за веру. Такой сюжет часто встречается в произведениях католиков Сурбарана и Риберы, а Плеханов будто бы выхватывает из этих трагических сцен неких персонажей-участников, переносит в ХХ век и заставляет их пристально рассматривать.
Такова экстатическая атмосфера его «Натурщиков», как бы корчащихся под воздействием невидимой угрозы. В «Натурщике на красной драпировке» сочетание оливкового и кроваво-красного адресует к романтически-пафосным полотнам французского романтика Жерико («Плот «Медузы»).
В портретах художника типологические черты доминируют над индивидуальными чертами модели. Перед нами не столько конкретные люди, сколько представители народа, живущего трудной, беспросветной жизнью, обособившиеся в своем горе, носители горькой мудрости. Как правило, это старики, ни одного молодого человека: даже плехановская Мадонна – «Мать», кормящая грудью ребенка, – откровенно пожилая женщина. Тут прослеживается одновременная адресация автора как к рембрандтовским старикам, так и к представителям угнетенного русского народа у «шестидесятника» В. Г. Перова.
Особое место в творчестве Плеханова занимают работы жанрового и пейзажного характера в духе нидерландской и фламандской школ живописи. Наш автор тяготеет к крупномасштабным холстам. Яркий пример – двустороннее полотно «Торговка рыбой», созданное по образцу многочисленных нидерландских «рыбных рынков» XV–XVI вв., а также полотен Снейдерса XVII века. На оборотной стороне продолжена тема природного изобилия, перед нашими глазами развернуты прихотливые «дары моря».
Пейзажи Плеханова явственно ориентированы на панорамные виды нидерландских мастеров, Питера Брейгеля, которым наш автор искренне восхищается. Это наиболее светлая, радостная часть всего творчества художника. Полотно «Зима в деревне» тематически и композиционно – вид на заснеженную панораму деревни – является парафразом «Охотников на снегу» Брейгеля. Хороши работа «Зима» с фигуркой лыжника, большие полотна «Стадо» и «Утренний пейзаж». В изображенных здесь ландшафтах хочется путешествовать, как и в брейгелевских картинах из серии «Времена года». Особо подчеркнутая наивность, как бы неумелость трактовки, составление макроформ из множества мелких форм и формочек призваны передать авторский восторг перед вещественным изобилием окружающего «божьего» мира.

Николай Плеханов. Торговка рыбой

В связи с повторяющимся у Плеханова в нескольких его полотнах явно взятым с натуры мотивом крутого речного берега и реки с далями мы предполагали ранее, что это изображение волжского берега неподалеку от Самары. Однако сын художника разъяснил, что изображено село Кадницы под Нижним Новгородом, где жили речники. Одна из сестер Плеханова вышла туда замуж за капитана. Художник неоднократно бывал там, и именно пейзаж у Кадниц стал для него в некотором роде воплощением земного рая, который он писал зимой и летом.
Произведения на современные темы у Плеханова почти отсутствуют. Одно из них – прекрасный деревенский пейзаж «Сумерки», на котором изображены мальчики, едущие в ночное, другое – пейзаж с лыжником «Зима», которое, тем не менее, стилистически все-таки скорее попадает в «брейгелевский» цикл.

Николай Плеханов. Сумерки

Совершенно особое место во всем творчестве заняло полотно «У изгороди» – групповой портрет четырех девушек, одна из которых, судя по всему, сестра художника А. И. Плеханова, которая до начала 1980-х жила в нашем городе. В работе явственно сквозит дух конца 1920-х – начала 1930-х годов, переданы характерные типы деревенских девушек, стремящихся приобщиться к городской жизни. С 1976 года эта картина в силу своих несомненных достоинств неоднократно появлялась на музейных выставках.
***
Впервые о Плеханове самарские любители искусства узнали, побывав на «Выставке художников-земляков», которая состоялась в Куйбышевском художественном музее в 1976 году. Она была организована благодаря стараниям В. И. Володина и А. Я. Басс. С тех пор отдельные произведения Плеханова время от времени появлялись на музейных выставках, в том числе на выставке в музее в 2012 году.
Хочется надеяться, что «Время Плеханова» наконец пришло, Николай Иванович Плеханов окончательно вернулся на свою малую родину, в Самару, к своим землякам, которые с интересом и вниманием отнесутся к его своеобразному творчеству.

* Искусствовед, заместитель директора по научной деятельности Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment