Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Европейские маскароны и росписи Васнецова

Армен АРУТЮНОВ *
Последние несколько месяцев бывшее здание реального училища в Самаре вновь в центре внимания градозащиты. Памятник архитектуры федерального значения до начала июля был без охраны. Внутрь мог проникнуть любой желающий. Не обошлось и без утрат ценных деталей интерьера. Тема сохранения важнейшего для истории и архитектуры Самары здания и его приведения в порядок все еще актуальна, но об этом мы поговорим в другой раз. А сегодня рассмотрим подробно его архитектурные особенности.

Интерьер училищного храма
[Spoiler (click to open)]

Два архитектурных направления

Реальное училище чаще всего вспоминают в связи с историческими событиями и известными людьми, учившимися здесь в конце XIX – начале ХХ века. Напомню, что в бывшем доме купца Макке почти 170 лет назад было объявлено о создании Самарской губернии. Позже, когда в здании разместилось реальное училище, здесь получали образование писатель Алексей Толстой, ученый-энергетик Глеб Кржижановский, физик-химик, лауреат Нобелевской премии Николай Семенов, архитекторы Петр Щербачев и Дмитрий Вернер, художник и общественный деятель Константин Головкин и многие другие.
Здание на углу улиц Алексея Толстого и Комсомольской – не только исторический памятник. Это одно из самых ценных архитектурных произведений дореволюционной Самары. Автором реконструкции, произведенной в 1909 году, считается гражданский инженер Платон Шаманский. Ваган Каркарьян со ссылкой на местных исследователей называл соавтором этой работы Михаила Квятковского. Ряд использованных приемов, а также групповая фотография попечителей, архитекторов и преподавателей училища, на которой присутствует Квятковский, косвенно подтверждают эту версию.
Комплекс состоит их двух частей – основного учебного корпуса и пристроенного к нему левого крыла. Эти части отличаются друг от друга по стилю и времени постройки. Не исключено, что и проектировались они разными архитекторами. В одном из прошлых номеров «Свежей» я писал о самарских зданиях, построенных под влиянием работ санкт-петербургского архитектора Федора Лидваля. В их число входит и левое крыло реального училища, спроектированное в стиле неоклассицизма Платоном Шаманским. Здесь нет буквального копирования работ Лидваля, однако общие композиционные приемы, решение фронтона с окном, полуциркулярный ризалит, форма и ограждения балкона, а также лепной декор отсылают к его работам.
Основной корпус построен в стиле эклектики с явным влиянием модерна. О нем говорит как асимметричное построение фасада, так и применение принципа «изнутри наружу», когда внешний облик здания следует за планировкой и функциональным назначением внутренних пространств, является их отражением. В первую очередь это читается в архитектуре парадных помещений. Центральная входная группа и актовый зал выделяются на фоне строгого ритма аудиторий и кабинетов. Кроме того, элементы модерна присутствуют в декоре здания. Здесь использовались характерные для «нового стиля» керамика и росписи, цветные витражи, а также лепной декор, в том числе копии берлинских маскаронов.

Берлинский югендстиль

В 1900 году на углу берлинских улиц Альт-Моабит и Томассиусштрассе по проекту венского архитектора Пауля Хоппе были построены два многоквартирных дома. Оригинальное пространственное и архитектурное решение зданий с богатым декором в стиле немецкого модерна заметили почти все профильные издания как в Германии, так и за ее пределами.
Журнал Berliner Architekturwelt в 1902 году особенно отмечал чередование балконов и лоджий на фасадах, а также стремление Хоппе минимизировать использование камня в отделке в пользу штукатурки. Авторы подчеркивали, что в этой работе так много интересного, что они сочли необходимым представить ее читателям с шестью иллюстрациями.
В том же году графическое изображение декоративных элементов здания вошло в сборник «Детали новых берлинских зданий (Einzelheiten neuer Berliner Bauten)», а в 1904-м – в шестой том «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века» под редакцией Гавриила Барановского.
Широкое распространение в прессе, как и в случае с рельефами Константина Менье, о которых я рассказывал в прошлом номере газеты, привело к тиражированию отдельных деталей. В 1908–1909 годах копии берлинского рельефа, изображающего женскую голову и расправленные крылья (вероятно, образ древнеегипетской богини Исиды), появились на самарском реальном училище и доходном доме Леонида Родзянко в Киеве (Ярославов вал, 14а). Надо отметить, что почти все оригинальное убранство берлинских доходных домов, включая маскароны, было утрачено во время Второй мировой войны.
В оформлении фасадов реального училища использованы еще как минимум два берлинских элемента: модерновый рельеф со стеблями, тремя цветками и расплывшимся в широкой улыбке сказочным существом, а также каннелированные пилястры.


Коллаж из Деталь берлинского дома с маскароном и Копия берлинского маскарона на реальном училище

Лепной декор училища не ограничивается западноевропейскими репликами. Арочные окна актового зала по бокам украшают цветы с длинными листьями, а завершается центральная часть здания двумя гербами Самарской губернии. Кроме того, по обе стороны от купола (утрачен во время пожара в 1990-х) установлены скульптуры Диоскуров – братьев-близнецов Кастора и Полидевка (Поллукса). Под каждым из них расположен рельеф – венок с тремя колоннами внутри. Вероятно, он символизирует храм Диоскуров, построенный в Риме в V веке до нашей эры, вернее, оставшиеся от него три колонны. Этот же символ использован и в отделке актового зала.

Ковка и керамика

В интерьере училища активно использовались кованые ограждения. Они установлены вдоль лестничных пролетов, на балконе актового зала. Для хоров храма были заказаны металлические детали, рисунок которых соответствовал росписям. Судя по информации очевидцев, кованые детали сильнее всего пострадали в отсутствие охраны – весной-летом этого года часть их была демонтирована.
В отделке фасадов и интерьеров также применялись керамические плитки разных размеров и цветов. Все они были изготовлены акционерным обществом керамических заводов «Дзевульский и Лянге». У фирмы было два завода — в Славянске Харьковской губернии и в Опочно Радомской губернии. В реальном училище использовали керамику из польского города Опочно, о чем свидетельствуют оттиски клейм с буквой «о» внутри шестиконечной звезды. На фасаде можно встретить плитки двух цветов – коричневую и перламутровую. В начале 1910-х перламутровая керамика того же производства появилась на доходном доме купца Андрея Субботина. Проект здания для главного попечителя реального училища выполнил архитектор Михаил Квятковский.
Плиткой фирмы «Дзевульский и Лянге» отделан и пол училищного храма. В отличие от фасада, здесь использована керамика с различными орнаментами.

Напольная плитка в училищном храме

Витражи и росписи

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Самарском реальном училище – одно из самых богато декорированных пространств здания. В «Самарских епархиальных ведомостях» от 15 апреля 1910 года помещена статья об освящении храма. Здесь же можно прочитать его описание:
«Здание это чудесное в архитектурном отношении и замечательное по внутренней отделке – строилось Епархиальным архитектором П. В. Шаманским, проявившим здесь всю силу своего художественного таланта…
Поражает посетителей и вид училищного храма. Купол завершается стеклянным крестом, внутри которого устроено множество электрических лампочек, которые вечером при полном освещении дают великолепную картину. А днем лучи солнца, проходя через этот крест, проникают в храм через икону «Господа Саваофа», художественной мозаичной работы, и освещают ее, создавая поразительную гармонию световых оттенков. Так как в куполе нельзя утвердить паникадилы за местонахождением в нем иконы, то вместо большого традиционного паникадила в храме висят восемь малых паникадил, по кругу восьмерика, каждое с восемью электрическими свечами – работы московских художников: исполнены они были по особому специально данному из Самары художественному рисунку.
Храм расписан московским живописцем Бажановым по оригиналам известного художника Васнецова. На горнем месте «Тайная Вечеря» – картина, писанная на полотне больших размеров, наклеенном на стену. Иконостас в храме мраморный, а царские двери бронзовые весьма тонкой изящной работы».
Возможно, под мозаичным изображением «Господа Саваофа» имелся в виду витраж. Композиции из цветного стекла украшали практически все окна училищного храма. Часть из них сохранилась до сих пор. К началу ХХ века использование витражей в православных храмах не было чем-то нарушающим традиции. Впервые этот вид искусства применили при оформлении главного алтаря Исаакиевского собора еще в 1840-х.

Росписи под слоем краски

В апсиде училищного храма располагались две картины. Верхнюю часть алтарного пространства занимало изображение Богоматери с младенцем. Нижнюю – Евхаристия. Обе росписи, как и образы евангелистов в парусах, являлись копиями работ Виктора Васнецова, выполненных во Владимирском соборе в Киеве в 1880–1890-х.
В советские годы храм был закрыт. Иконостас исчез, а все росписи и часть витражей были закрашены. Спустя много десятилетий краска облупилась и начала отлетать. Под ней видны сохранившиеся фрагменты первоначального оформления стен и сводов – терновые венки, растительные орнаменты, а также золотого цвета нимбы.
Очевидно, что в храме требуется проведение проектно-изыскательских работ. Необходима расчистка росписей и витражей, разработка мероприятий по их сохранению. Хотя куда важнее сейчас выполнить противоаварийные работы, обещанные весной прошлого года. Пока еще можно рассказывать про убранство памятника архитектуры в настоящем времени.

* Журналист, архитектурный обозреватель, градозащитник.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Архитектура, История Самары
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment