Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Методом исключения

Наталья ЭСКИНА *

Сижу за компьютером. Слева тихонько урчит телевизор. Какие-то ансамблисты что-то играют в обычной советской манере – безразлично, с сухим носом. Не хочется ни слушать, ни разглядывать индифферентные физиономии играющих. И тут выплывает тема божественной красоты.
А я ведь не посмотрела – что они играют? Музыка незнакомая. Начинаю методом исключения перебирать композиторов. Не Гайдн. Не Бетховен – у него я всё знаю… Эх, музыковедение ты наше… Обширные поля знания перекрываются еще более обширными полями незнания.
Если не Гайдн, не Шуберт… Чайковский? Похоже, но не по-русски. Малер? Нет, откуда же у Малера фортепианный квартет… У Моцарта такой красоты тоже не было. К тому же автор явно не из Вены. Музыка бессолнечная, север Германии дышит туманным хладом…
Апофатический метод, наконец, срабатывает. Кто это музыкальное божество, всё в себя вобравшее, вездесущее, невидимое, не названное пока и ничем из знакомого не являющееся? Не одно, не другое. Область поиска сузилась. Великие названы. Остался он – Шуман.

Таинственная ночная процессия. Лесного царя хоронят? Призраки прячутся, от летнего солнцестояния уходят в сырую мглу? Советские авторы, к моему изумлению, пишут: да, это траурный марш. Но не печальтесь! Мы же оптимисты! Совершайте подвиги, похороним и слезинки не пророним!
Ну, советские авторы чего только не напишут. Например: буржуазный Микельанджели пессимист, но куда ему, католику, до наших атеистов и оптимистов! Смешно… На Микельанджели еще сумей попасть!
Взяла скальпель, подвергла божественную музыку анализу. Как это у Пушкина: «…музыку я разъял, как труп». Кстати, перечитала «Моцарта и Сальери» – Пушкин был исключительно хорошо образован, прекрасно разбирался и в теории, и в истории искусства.
Шепот, пианиссимо. Переход в царство теней. Шубертовские ручьи текут, утешают. Налетают злые духи. А марш всё шагает. Музыковед скажет – концентрическая форма. И, в просветительском азарте, отошлет читателей ко второй части фортепианного квинтета Шумана ор. 44.
Снобистски отвергая другие варианты исполнения (их в YouTube довольно много), слушаю денно и нощно одно. С великим пианистом Артуром Рубинштейном. Хотела кинуть ссылку, но передумала. А вдруг вам другое что-то понравится? Не буду ограничивать вашей инициативы.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments