Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Владимир Кожанов. Несущий свет

На последний день рождения художника и реставратора Володи Кожанова в 2015 году наш музейный коллега исполнил песенку, которая вызвала у именинника искренний счастливый смех:
Дорогой наш друг Володя!
Именинник нынче вроде,
Урождён в котором годе,
Помнит только кадровик.
Никогда не знают скуки
Золотые твои руки,
В реставраторской науке
Ты у нас передовик.
***
Я помню нашу первую встречу осенью 2004 года в музее на площади Куйбышева, тогда там функционировал отдел советского и современного искусства. В кабинет робко заглянул приятный молодой человек, спросил Наталью Гончарову (тогда заведующую отделом), узнав, что ее нет, расстроился. Увидев в его руках завернутые картины, я скромно попросила разрешения их посмотреть. Он воодушевился, начал разворачивать очень аккуратно запакованные холсты. Я увидела странные танцующие фигуры-знаки, подробно заполненные точками-мазочками, с оборота их сопровождали стихотворные комментарии. С тех пор и до его ухода мы дружили, часто встречались, бесконечно говорили об искусстве за чашкой чая или кофе. Потом, по приглашению А. Я. Басс, он пришел работать в музей в качестве художника-реставратора мебели.

[Spoiler (click to open)]
***
Владимир Викторович КОЖАНОВ родился в поселке Подтыбок (Республика Коми), в Самаре жил с 1982 года. В 1986-м окончил профтехучилище по специальности «лепщик архитектурных деталей». Посещал вечернюю художественную школу, занимался в изостудии под руководством А. Галямова. С 1990 года регулярно участвовал в художественных выставках, в 1996–1998 годах состоялись его персональные выставки в Самаре и Новокуйбышевске. Произведения художника находятся в частных коллекциях Самары, Москвы, Петербурга, Германии, Франции, Италии, Финляндии.
Творчество Кожанова очень разнообразно: он писал натюрморты, пейзажи, много рисовал, создавал декоративные панно, в последние годы – знаковые картины, где всё больше уходил от фигуративности в область абстрактного.
На его этюдах (совсем небольших картонках) – волжские берега, фигурки рыбаков (он любил рыбачить), лодки, снежные проталины, осенние мотивы: скромные, неброские в цвете, написанные «на состояние», в них как будто сосредоточена вся неспешность его характера.
От натурных наблюдений художник постепенно идет к деформации формы. Пейзаж становится условным, наделяясь идиллическими чертами, в которых теряется понятие времени и пространства, где названия картин говорят сами за себя: «Нежность вечерняя» (2002), «По волнам осенних ветров» (2002).

Владимир Кожанов. Вечер для двоих.2002

Как писала в статье о Кожанове искусствовед Татьяна Петрова, «Владимир начинал с пейзажа, «героями» которого были деревья, наделяя их гротескной – «биологической» – выразительностью («Осень», 1994; «Октябрь» и «Час солнца», 1996). Это «деревья-люди», «деревья-животные», «дерево-спрут» и т. п. – реализация заложенных в его подсознании архетипов. Он решает свои работы соответственно в красной, желтой и голубой тональностях, словно колдуя над фактурой и добиваясь эффекта фосфоресцирования колорита».
В натюрмортах Кожанова сквозит удивительное любование миром вещей: кофейники, ложки, вилки, яблоки живут своей размеренной жизнью. Со свойственной художнику скрупулезностью он пишет складки ткани, яблочные зернышки, ржавчину старых ключей, блики на стеклянных бутылках и металлических чайничках. Особо привлекали его натюрморты-обманки: разложенные на столе старые ключи – хранители тайн, погнутые вилки, тюбики краски или тяжелые утюги.
Постепенно под его кистью предметный мир «оживает», приобретая человеческие качества. Кувшины начинают изгибаться, соединяясь длинными горлышками, они вступают в диалог или спор («Близость», 1999, «Поговорили душевно», 1998–2000). Фужеры теряют форму, становясь текучими волнами времени. В этих работах Кожанов ближе голландцам XVII века, работавшим в жанре Vanitas («суета сует»), напоминающим нам о краткости земных удовольствий, о тлене всего материального.

Татьяна Петрова о натюрмортах Кожанова:
Это своеобразные «жанры», посвященные гротескному «экзистенциальному» быту вальяжных и самодовольных сосудов-«существ», которые ведут себя как человеческие особи: выясняют отношения, рисуются друг перед другом, удивляются чему-то. Фужеры и рюмки, выстраиваясь в шеренгу, участвуют в своеобразном «параде-алле», демонстрируя свою утонченность и чопорность.

С конца 1990-х Кожанов создавал знаковые картины, все больше приходя к чистой геометрии. Над этими полотнами он просиживал долгие месяцы, раздумывая над каждой деталью, мазком и фактурой. Все они о выборе: между землей и небом, между материальным и духовным, о восхождении или нисхождении, о свете и тьме. Эти работы требуют внимания и вдумчивого всматривания.
В картине «Восхождение» (1998) все пространство состоит из хаоса геометрических форм: прямоугольников и треугольников, встраивающихся силой света в восходящую форму. Во «Вторжении» (1999) тело оранжевой пирамиды пронзают остроконечные формы, разрушая ее незыблемость. А в «Построении пирамиды» (1999) видно, как осторожно, хрупко и по крупицам выстраивается восхождение к небу, к свету, к Богу, но одно неверное движение – и надо возводить эту пирамиду заново.
В картине «Переход» изображен условный горбатый мостик, перекинутый из света во тьму или наоборот – каждый сам решает, в какую сторону ему идти.
Сейчас я бы назвала картину «Несущий свет» (2004) автопортретом художника. Фигура, шатко стоящая на земной поверхности, несет огромный световой шар. Его неудобно нести, нарушается равновесие, но он, как Прометей, несет этот свет людям.

Владимир Кожанов. Несущий свет. 2004

Несколько произведений посвящены теме полета. В картине «Торжество» (1999) люди-стрекозы или эльфы парят, освободившись от силы земного притяжения, или «Легкость» (2000), где фигура, как мифический Икар, так высоко воспарившая над землей и слишком близко поднявшаяся к солнцу. Что она ищет – света или смерти?
***
После Володиной смерти в реставрационной мастерской остались его рисунки, много «почеркушек» (как говорят художники), среди них много автопортретов. Один из них, акварельный, меня особенно поразил экспрессивной цветописью, построенной на столкновении красно-оранжевого и сине-зеленого. Перед нами лицо человека будто со снятой кожей, остро ощущающего боль от непонимания и невостребованности. Долгие годы он работал ночами, а мастерской ему служила кухня, когда семья ложилась спать, а он погружался в размышления, рисовал, искал художественное воплощение идей, роящихся в его голове.
Володя пробовал силы в скульптуре, делал панно, используя сложную разнохарактерную фактуру. У меня хранится небольшая деревянная скульптура «Поцелуй» – подарок на день рождения в 2011 году: обобщенными формами решены две фигуры, нежно касающиеся друг друга.
В 2014 году самарский художник Владимир Романов написал Володин портрет, он сейчас в фонде нашего художественного музея. На нем одинокий, растерянный человек вжимается в черную, несколько великоватую куртку, как в панцирь, а сзади на него надвигается темная пригвождающая пустота неизбежности. Это герой-романтик, находящийся в состоянии постоянного внутреннего конфликта, бегущий от действительности в светлый мир образов, на уютную кухню, когда все бытовые бури улеглись и можно унестись на тонких крыльях в свою личную Аркадию.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • «Мы с тобою одной крови, ты и я…»

    Ольга ГОРОДЕЦКАЯ Самара и Сицилия… Что может быть общего у двух этих слов, кроме первой буквы?.. На моей уже полувековой памяти слово…

  • Роман о клезмерах в 5 частях с прологом и эпилогом

    Ольга КРИШТАЛЮК * Пролог Время нынче тревожное, дорогой читатель! Карантинное затишье пугает не только неизвестностью ближайшего…

  • Евразийский оракул

    Ольга ЖУРЧЕВА * Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Трубецкого. Трубецкой кажется парадоксальной личностью. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments