Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Смотрим вместе. Взрослые в комнате

Греция, 2019
Режиссер Коста Гаврас

Олег ГОРЯИНОВ *

Коста Гаврас – французский режиссер греческого происхождения. Такая характеристика не умаляет значения его национальных корней, но подчеркивает его органичное присутствие на коллективном портрете кинематографа Франции. Дебютировавший в середине 60-х годов, Гаврас не успел присоединиться к новой волне и оказался в компании жанровых постановщиков, которые проигнорировали новаторство и эстетический радикализм Годара, Риветта и Ромера, отдав предпочтение зрительским ожиданиям от похода в кинотеатр. Однако, будучи «левым» по своим политическим убеждениям, Гаврас, начиная с третьего фильма («Дзета», 1969), который принес ему два «Оскара», попытался усидеть на двух стульях и создал парадоксальный коктейль. Предельно ангажированное антикапиталистическое творчество было реализовано по правилам голливудской продукции: фильм-жест по Гаврасу должен был отвечать запросам на зрелище. Не удивительно, что интеллектуальный зритель отказал такой смеси в праве на существование, исключив Гавраса из списка серьезных и значимых политических кинематографистов. Это ему не помешало сделать успешную карьеру, и в том числе и в США. Ключевой темой для него был сюжет о государственных переворотах, за которыми часто прослеживался оскал империализма.

События на родине Гавраса последних 10 лет идеально вписывались в рамки его художественного метода. Приход к власти партии СИРИЗА на волне усталости греческого населения от мер жесткой экономии, которая пообещала избирателям разорвать порочный круг кабальных отношений с европейскими кредиторами, вызывал в памяти победу на выборах социалистов под предводительством Альенде в Чили. Чилийская тема нашла отражение в самом известном фильме Гавраса «Пропавший без вести» (1982), но если приход диктатора Пиночета был организован американскими спецслужбами, то греческая надежда на левый поворот своего правительства оказалась предана самой партией без военного вторжения извне. Из радикалов, поставивших под вопрос целостность ЕС, СИРИЗА за несколько месяцев превратилась в часть европейского истеблишмента, полностью предав свои предвыборные обещания. Очевидно, что Гаврас просто не мог пройти мимо такого сюжета.
«Взрослые в комнате» представляют собой экранизацию совсем недавних политических событий с точки зрения Яниса Варуфакиса, министра финансов Греции в первые месяцы нахождения СИРИЗы у власти. Именно деятельность Варуфакиса, который с самого начала выбрал иной режим общения с кредиторами – не покорный, но претендующий на равенство, – продлила на некоторое время надежду греческого народа на то, что финансовый кризис будет преодолен без урезания финансирования важнейших социальных сфер.
Гаврас, оставаясь верным собственной эстетике, не фантазирует, а просто предлагает для ряда исторических фактов динамичную художественную форму. Следить за новостями euronews скучно, поэтому рассказ о встречах и переговорах министра финансов Греции с тройкой кредиторов надо подать со всеми развлекательно-увлекательными кинематографическими уловками – такова установка режиссера. Как результат, Гаврас не предложил даже намека на объяснение провала деятельности СИРИЗы, превратив кризис в своей стране в еще один повод для кино.
Проще говоря, своим фильмом Гаврас сделал примерно то же самое, что и правительство Алексиса Ципраса: лишил народ/зрителей надежды на освобождение, заболтав реальный политический кризис конформистской эстетикой.

* Киновед, философ, кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Музея Рязанова.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments