Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Музейная загадка

Валентина ЧЕРНОВА *

В 2020 году исполнилось 80 лет со дня рождения искусствоведа Василия Ивановича ВАЩЕНКО (1940–2009), проработавшего в Самарском художественном музее тридцать девять лет.

[Spoiler (click to open)]

Василий Иванович Ващенко родился 21 марта в 1940 году в городе Сумы. Родители – Иван Демидович и Полина Григорьевна, инженеры по образованию, – воспитывали сына в духе передовых идей Макаренко. В годы войны семья была эвакуирована в Казахстан. В 1957 году Василий окончил среднюю школу города Сумы. В 1959–1962 годах проходил службу в Киевском военном округе. В 1964-м поступил на искусствоведческое отделение в Киевский художественный институт.
В 1969 году Василий Иванович переехал на жительство в Куйбышев, был принят на работу в Куйбышевский областной художественный музей младшим научным сотрудником.
В 1970-м он защитил дипломную работу «Творчество мастеров Союза русских художников». Это и определило дальнейшее направление творческой и трудовой деятельности. Вскоре Ващенко назначают старшим научным сотрудником, вменив в его обязанности исследования по русской христианской живописи и творчеству мастеров Союза художников.
Мне довелось познакомиться с ним в 1976 году. На его рабочем столе громоздились горы книг, справочников, и за этой горой не было видно сосредоточенно читающей фигуры.

Ефим Вышкин вспоминает:
С ним меня познакомила Валентина Андреевна Тишина, удивительный и славный человек из областной библиотеки, учитель-русист. Она помогала ему в редактировании его курсовой работы, посвященной произведениям Аполлинария Васнецова из нашей коллекции. Русский был для него не родным языком, и это сказывалось на его речи, поэтому и лекции его были не самыми яркими, несмотря на глубокие мысли и наблюдения.
У себя дома, куда я был допущен, он собрал уникальную библиотеку из художественных альбомов и памятников мировой литературы и культуры. Книги были везде, самые ценные хранились в дальней комнате. И он их читал, изучал и рассказывал много интересного из прочитанного и проанализированного. Меня он не боялся и не стеснялся, он был намного старше и образованнее меня.
Василий Иванович Ващенко занимал в музее особое место, особенно не включаясь в жизнь музейных тусовок.

В обеденный перерыв он отправлялся на прогулку в сквер, музей тогда находился на площади имени Куйбышева. В дискуссии нашего женского коллектива он не вмешивался, но когда чувствовал, что речь идет о чем-то интересном, интеллектуальном, вступал в беседу.
Однажды он так горячо и увлеченно рассказал о Григории Сковороде, что стало понятно: это его любимый философ. Человек, который завещал написать на своем могильном камне: «Мир ловил меня, но не смог поймать», – не может быть ординарной личностью. Вероятно, для Василия Ващенко этот странствующий философ-путешественник был воплощением мечты, символом свободы. Ведь мы, горожане, работники бюджетной сферы, не обладаем и толикой свободы великого Странника, мы – заложники социума.

Сотрудники Куйбышевского художественного музея (слева направо). В первом ряду: Елена Евсейчева, Александра Горина, Николай Горобец, Валентина Чернова, Елена Титова. Во втором ряду: Татьяна Петрова, Василий Ващенко, Александр Краснов

Вот некоторые изречения возвышенного духа Григория Сковороды:
О, сладкий путь жизни, когда совесть чиста!
Счастие твое и мир твой, и рай твой, и Бог твой внутри тебя есть. А ты смотри, чтоб Бог твой был всегда с тобою, тогда и ты с ним будешь.
Душа – это то, что делает траву травой, дерево деревом, а человека человеком. Без нее трава – сено, дерево – дрова, а человек – труп.

Когда говорят о работе сотрудников музея, в основном предполагают, что они проводят экскурсии, читают лекции, пишут статьи в газеты. Не совсем верное определение. Научный сотрудник, помимо полевых работ – исследования конкретных произведений искусства, – может быть и теоретиком, и системщиком, автором каталогов, научных статей.
Главное направление деятельности Василия Ивановича – «структурология русской иконы». Одно из его исследований называлось «О некоторых вторичных структурах иконного образа «Софии Премудрости Божией» из собрания Самарского художественного музея». Он провел сравнительный анализ икон из собрания Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и СХМ, отметил сходство и различия в иконографии, последовательно рассмотрел семантику образа.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XIX – начало XX вв. Из собрания Самарского художественного музея

Ващенко пристально интересовался русской христианской живописью, но не предметно. Он не интересовался тем, какие шпонки на заднике иконы или техника, технология иконописи, он вглядывался в символы, запечатленные рукой иконописца, и в иконографию. Он шел по пути сравнения, сличения и сопоставления.
Вот тема его доклада на научной конференции, посвященной 150-летию Самарской губернии: «Некоторые аспекты видений и сновидений в иконе «Неопалимая купина» из собрания СОХМ» (2000):
«В иконном купинном пространстве происходит перекличка Дома и Древа, и относительно последнего нам интересна монада «Человек, возлежащий под Древом». Данная монада – продукт архаического времени, перешла в христианскую культуру, где под древом лежат с целью получения вещих видений во сне или состояния медитации. В таком виде известны изобразительные формулы: Адам, спящий под райским древом, Ной под виноградным древом родословия, пророк Илья под можжевеловым древом. В купинном изводе из собрания СОХМ в подобной дендрологической ситуации показаны Иессей и Иаков».
Показательно то, что он мог изучать одно произведение на протяжении ряда лет. Сейчас так не работают.

Ефим Вышкин:
Это был удивительный человек, скромный и очень образованный и с тонким художественным чутьем, который отдал музею всю свою жизнь, но по-настоящему не раскрыл все свои возможности и таланты. Всем известно, что он много работал и много писал, но писал в стол. Одна из его работ, «Ангелы, архангелы, серафимы, херувимы, престолы и силы», осталась в стенах музея.

С 1988 по 1992 год Ващенко был директором Куйбышевского художественного музея, с 1992-го по 2004-й работал в должности заместителя директора по научной работе.
***
Не секрет, что некоторые актеры занимаются рисованием или пением. У искусствоведов тоже есть свои маленькие хобби. У Ващенко это было увлечение фотографией. Он, можно сказать, составил фотолетопись музея на протяжении длительного периода своей работы в нем. Об этом увлечении все знали, но увидели, по сути, лишь после его ухода. Огромный фолиант, где в фотографиях последовательно изложена история музея, стал загадкой и открытием. Многих фотографий у сотрудников не было в личных архивах. Тем интереснее было увидеть запечатленные им музейные будни и праздники.
Но было у него увлечение, некая тайна, о которой узнали лишь после его смерти – рисование.

Ефим Вышкин:
Но все же он был очень оригинальным и интересным, на мой взгляд, мыслителем и художником, и графический и живописный язык ему был ближе и легче. Он писал на разных досках и сделал множество графических листов, несколько хранятся у меня дома в Самаре, много у его дочери Алеси. На них совершенно очевидно проступает особый мир, мир фантазий и грёз, со своими героями, идущими из различных мифологий, изучением которых он увлекался. Он говорил о своем, об особом художественном методе, «люксизме» (производным от слова люкс – «свет». Этимологически слово связано с латинским lux – «свет», «блеск»), который он разрабатывал и который проявлялся в особых цветовых и световых решениях.

Василий Ващенко предпочитал уходить в свой собственный внутренний мир, где ему было спокойно и уютно и где он мог творить и фантазировать.
С 2000 года он вел дневниковые записи. Особым красочным, образным языком он описывал состояние природы в городе ранним утром либо зимой. Одна из записей гласила: «Волею судьбы меня забросило в тесные пространства, наполненные произведениями искусства, и в них я пребываю скорее телесно, нежели духовно».
Так бывает. Человек думает о своем ином предназначении, а потом выясняется, что проработал неплохо долгие годы и оставил серьезный след.
Василий Иванович Ващенко ответственно и серьезно подходил ко всем сторонам музейной деятельности. Вспоминаются его лекции, занятия с научными сотрудниками, замечательная статья в каталоге русской графики, дружеские отношения с самарскими художниками, гостями музея. А в период его работы директором музея он показал себя человеком ответственным, взвешенным и уважительно относящимся к подчиненным.
***
Одна моя знакомая, увлеченная индийской мифологией, любит давать людям как характеристики имена древнеиндийских божеств. Она назвала бы Василия Ивановича Нарасимхой. Это человеколев – особое воплощение Кришны. Он помогает преодолеть внешние и внутренние препятствия на духовном пути и великодушно помогает изгонять из сердца все оскорбления. Он уничтожает таких демонов в сердце, как вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзия и безумие в виде лени. Своими острыми ногтями он удаляет из сердца болезнь невежества.
Все эти характеристики подошли бы к персоне Василия Ивановича Ващенко. Он проработал в музее до 2008 года, а умер год спустя, но остался в истории музея незабываемой личностью.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары, Музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments