Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Артефакты

Армен АРУТЮНОВ *
Этим летом «Том Сойер Фест» и Самарская сетевая компания приведут в порядок трансформаторную подстанцию в стиле модерн на углу улиц Рабочей и Арцыбушевской. Это очень хороший пример совместной работы социально ответственного бизнеса и общественников, а также напоминание об исключительной ценности малых архитектурных форм и исторических артефактов для городской среды.

Кусочки городской ткани

За последние несколько лет неоднократно появлялись одиозные предложения по реновации исторического центра Самары (например, проект «Пять кварталов»). В них авторы предлагали сохранить только здания, имеющие статус объектов культурного наследия, а остальную территорию отдать под застройку. Иначе, как утверждали они, инвесторам будет невыгодно этим заниматься. Но историческая городская среда – это не только здания разных эпох и стилей. Еще это отдельные детали, малые архитектурные формы, старые рекламные вывески и таблички с названиями улиц, брендированные крышки колодцев, ящики для писем и газет и многое другое. Все эти культурные слои в конечном счете и формируют облик города, его пространство и атмосферу.
Важными составляющими городского пространства являются технические сооружения, такие, как электрические и газовые подстанции. Мы привыкли к тому, что они редко отличаются изяществом, однако в первой половине ХХ века эти строения возводились с учетом архитектурной моды того времени.
В историческом центре Самары остались единичные объекты, обладающие художественной ценностью. Тем ценнее они для города. На улице Красноармейской (угол с Ленинской), например, можно встретить подстанцию с чертами конструктивизма, на углу улиц Венцека и Степана Разина читаются элементы неоклассицизма, а в самом начале улицы Степана Разина находится сооружение, возведенное в эпоху советского неоклассицизма 1930–1950-х.
Самый известный объект расположен на углу улиц Рабочей и Арцыбушевской. Находящаяся здесь трансформаторная подстанция выполнена в стиле «ар нуво». Несмотря на свой возраст и утилитарную функцию, сооружение сохранило значительную часть модернового декора. Самарское отделение ВООПИиК даже предлагало включить его в список ценных градоформирующих объектов исторического поселения.

[Spoiler (click to open)]
Локальная достопримечательность

Печально, что далеко не все специалисты, позиционирующие себя в качестве авторитетных экспертов, могут оценить важность таких объектов для городской среды. Зато ее понимают собственники подстанции и общественники.
«Мы приняли эту подстанцию в эксплуатацию от муниципалитета несколько лет назад, – рассказывает генеральный директор Самарской сетевой компании Виль Мухаметшин. – Сегодня она уже не имеет того стратегического значения для обеспечения надежного энергоснабжения города, которое когда-то у нее было. Но ее архитектурные достоинства становятся все очевиднее с течением времени. И мы очень рады, что в этом году сможем вернуть ей первоначальный вид совместно с неравнодушными самарскими волонтерами».
Компания планирует привлечь к ремонту подстанции профессиональных строителей. Они приведут в порядок все конструктивные элементы объекта. А волонтеры фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» займутся покраской. Эскизный проект реставрации и цветового решения разработала одна из добровольцев фестиваля, архитектор Лиза Драчкова.
«Для нашего фестиваля в Самаре это будет первый опыт работы с постройкой, не являющейся жилым домом, – говорит идеолог «Том Сойер Феста» Андрей Кочетков. – Очень хорошо, когда бизнес осознает, что используемые им объекты имеют историческую и художественную ценность для города, и начинает заботиться о них на новом уровне. Поэтому мы очень благодарны Самарской сетевой компании, решившей сделать из устаревшей подстанции локальную достопримечательность».
Параллельно с восстановлением идет сбор материалов об объектах такого типа. Этим занимается Владимир Громов – главный исследователь и популяризатор истории энергетики Самары. Так что в скором времени мы не только увидим отреставрированную подстанцию, но и узнаем больше о ее истории.

История под ногами

Когда-то на улицах Самары было огромное множество дореволюционных крышек от колодцев. Большинство из них имели надписи, по которым можно было определить их принадлежность к какому-то учреждению или, например, частному производству. На самарских улицах и во дворах встречаются люки с самыми разными названиями: «Заводъ И. Н. Зуева», «Л. Л. Зелихманъ», «Мадалинскiй и Савинъ» и другие, но чаще всего «Самарская правительственная телефонная сеть. 1915 год». С годами часть крышек пропала, другие заменили на новые. Встретить сегодня такие артефакты можно очень редко. Исследователи знают расположение основных объектов, но редко озвучивают адреса. Тяжелые антикварные предметы хоть и являются весьма специфическими, но всё же представляют определенный интерес для коллекционеров.

Мне довелось принять участие в сохранении нескольких таких объектов, которые сегодня можно увидеть во дворе двух самарских музеев. Речь идет о крышках «Самарской правительственной телефонной сети». Десять лет назад они располагались на улице Куйбышева и на Самарской. Возникла необходимость привести их в порядок, укрепить основание. Идею поддержал бывший тогда мэром города Дмитрий Азаров, а нынешний глава Кировского района Игорь Рудаков, занимавшийся в то время вопросами благоустройства, помог с реализацией. Заодно на муниципальных складах обнаружилась еще одна крышка, которую вернули на улицы.
Было понятно, что всё это временные меры. Рано или поздно исторические артефакты нужно будет музеефицировать. Но перенести предназначенный для улицы объект, формирующий городскую среду, в музейную экспозицию – не самое лучшее решение.
К процессу сохранения крышек подключился «Ростелеком», на балансе которого они находились. Руководство компании идею поддержало, а благодаря главе пресс-службы удалось провести с крышками несколько манипуляций. Уличные образцы забрали в ведомственный музей, а оттуда выделили наиболее хорошо сохранившийся экземпляр для экспонирования. В 2012 году его установили во дворе только что открывшегося Музея Модерна.
Место было выбрано не самое удачное: через некоторое время там расположилась сцена. Музей судьба крышки не сильно волновала. В августе 2018-го пришлось вновь вернуться к этому вопросу. Благодаря участию руководителя управления информации и аналитики Самары Елены Рыжковой во двор особняка Курлиной привезли еще один артефакт. Архитектор Дмитрий Храмов решил установить обе крышки рядом с входом в кофейню White Cup, расположенную в бывшем каретнике усадьбы. Теперь они доступны для любого посетителя двора.
А годом ранее, в 2017-м, крышка колодезного люка «Самарской правительственной телефонной сети» появилась во дворе бывшей городской усадьбы Клодта, которую сейчас занимает Детская картинная галерея. И вновь благодаря самарскому отделению «Ростелекома».
Может показаться, что в тексте слишком много упоминаний людей и компаний. На самом деле перечислить всех не получится, хотя и надо. На мой взгляд, очень важно называть тех, кто тратит свое время и средства на облагораживание Самары, на сохранение уникальных исторических артефактов.

Шторы и решетки

На дореволюционных зданиях Самары сохранилось и множество различных технических приспособлений. Например, кое-где еще есть старые рольставни – стальные шторы торгового дома «Доброславъ Стелинскiй и Ко». Их можно встретить на комплексе бывшей мельницы Башкирова, над окнами первых этажей по улице Льва Толстого и Некрасовской. К сожалению, во время замены оконных переплетов их часто демонтируют.

«Важнейшая защита торговых помещений от воров-пожаров-погромов», – рекламировал свою продукцию Торговый дом «Доброславъ Стелинскiй и Ко», уточняя, что «стальные сторы завода во время бывших в 1905 году погромов доказали полную устойчивость, невзирая на усилия грабителей».
Еще один редкий артефакт – металлические решетки с американскими световыми призмами люксфер (Luxfer) для освещения подвалов. Призмы собирали свет и идеально освещали подземные подвальные помещения. Эту технологию в XIX веке изобрел Джеймс Пенникуик. Изначально их выпускали в Северной Америке, но вскоре производством люксферов занялись многие европейские компании. Как и стеклянные кирпичи «Фальконье», они активно использовались в строительстве зданий.
Со временем люксферы начали биться, их закладывали. Многие решетки оказались под слоем асфальта. Не только в Самаре, но и в Москве встретить на улице эту деталь можно очень редко.

В Самаре известно как минимум про три дома с люксферами. Во время реставрации доходного дома Решетникова на улице Галактионовской были восстановлены и решетки на подвале. А вот артефактам у доходного дома Сурошникова на улице Фрунзе, 89, повезло меньше. Летом 2018-го они обнаружились под слоем асфальта. Тротуар обновили, но решетки на место не вернули, а может, заново покрыли слоем дорожного полотна.
Еще пару решеток в ближайшее время ждет обновление. Они расположены у главного входа в особняк купца Сурошникова на улице Пионерской, 22. К сожалению, призмы здесь не сохранились. Подрядчики, ведущие реставрацию фасадов дома, планируют восстановить и напольные артефакты. Вероятнее всего, на место призм установят стекла. Рассматривается и возможность подсветки.

* Журналист, архитектурный обозреватель, градозащитник.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Архитектура Самары, История Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments