Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Грушинский! Русская массовая культура

Виктория ТРИФОНОВА *

– Грушинский в этом году разрешили?
– Виталий, вы уже на нем! :-)

Грушинский фестиваль состоялся!

Пожалуй, это главное и единственное, что необходимо знать о Грушинском фестивале – 2020. Подробности – «интерактивный, международный, в режиме онлайн» – только позволяют предположить, сколько усилий приложили организаторы, чтобы это случилось.
В истории Грушинского фестиваля время и пространство вообще играют не последнюю роль. Казалось бы, чего проще: любители авторской песни раз в год, летом, во время отпусков/каникул приезжают на не самое популярное место для отдыха и поют песни у костра. Но в такую нехитрую схему вмешиваются то идеология, то пожароопасная ситуация, то финансовые и юридические проблемы, а один раз даже эпохальный мундиаль – и Грушинский фестиваль или совсем отменяли, или переносили место и время проведения. Но только коронавирус стал фактором непреодолимой силы, который вообще вытеснил фестиваль из географии обычной, земной, и перенес его полностью в виртуальную среду. Хорошо хоть со временем в этом году всё как обычно – первые выходные июля.
Итак, 47-й интерактивный международный фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, посвященный 75-летию Великой Победы, в этом году состоялся 2–5 июля в режиме онлайн.

[Spoiler (click to open)]

– Добро пожаловать на необитаемый остров!

Так написал один из гостей фестиваля Евгений в чате. Когда-то Грушинский фестиваль с легкой руки поэта Евгения Евтушенко стали называть островом – островом свободы, надежды, творчества, дружбы. Не конкретное место на Грушинской поляне, которое материализуется только раз в году, а некое абстрактное, не существующее в реальности пространство, которое создают своими песнями авторы, исполнители, друзья, для которых именно ценности свободы, надежды, творчества, дружбы являются главными и в реальной жизни. Понять это несложно, если вспомнить, что рождение фестиваля в 1968 году совпало с зафиксированным историками окончанием оттепели, расцвет его пришелся на неоднозначные 90-е, а уже в новом тысячелетии пришлось пережить и переформатирование, и юридические катаклизмы, и многое другое. Но как-то фестиваль выживал, возрождался и – был! В этом году – тоже был, но без людей на Поляне… Необитаемый остров.
– Ну вот и я на Грушинском))) когда бы еще побывала)))
– А для меня это первый Грушинский фестиваль. Надеюсь, не последний!

Грушинский хронотоп

Справедливости ради следует сказать, что не только жизнь, объективные и не очень обстоятельства нарушали привычное, традиционное и такое любимое участниками и гостями единство времени и пространства Грушинского фестиваля. В феврале в Самаре традиционно проходит Зимний Грушинский фестиваль: главный концерт «Сверим наши песни» собирает всех, кто хочет вспомнить атмосферу Грушинского фестиваля и помечтать о новых встречах. Но даже палатка на сцене, например, филармонии способна вернуть только в воспоминание о Грушинском фестивале. Поэтому в антракте и после окончания концерта все обсуждают, кто, как и с кем поедет – конкретно, по существу. Зимний Грушинский только напоминает: летом надо ехать!
– Все встречи на горе впереди! Всем счастья!
Так написал один из пользователей в чате Грушинского фестиваля – 2020, и такими пожеланиями заканчиваются все фестивальные дни – зимой и летом. Палатки, гитары, костры, песни, общение – каждый понимает Грушинский по-своему. В этом году общение, песни, гитары, палатки были исключительно онлайн.
На виртуальной карте Грушинского фестиваля можно было зарегистрироваться в виртуальной палатке и виртуально общаться. Похоже на настоящее общение, тем более, что костры на Поляне давно уже не приветствуются. Но и заранее записанные выступления, и трансляции участники постарались максимально приблизить к своему воспоминанию о «живом» фестивале.
«Грушинское трио», например, исполнило песню «Сороковые, роковые…» на настоящей опушке, где виднелась палатка и горел настоящий костер. Девочки из группы «Да-Мы» записали «Город золотой» для концерта Детской поющей республики дома, в обычной квартире, но на огромном экране телевизора у них тоже «горел» костер.
Прямое включение из Санкт-Петербурга проводилось, по-видимому, с дачного участка одного из музыкантов: в ландшафт клумбы была «вписана» настоящая гитара, которая отсылала прямо к логотипу Грушинского фестиваля. И, наконец, 4 июля гала-концерт проходил на маленькой, но плавучей гитаре – пропорционально масштабированной копии настоящей Грушинской гитары!
– А мне костер разжечь между диваном и телевизором?
Это уже поинтересовался один из гостей чата, но никто ему почему-то не ответил: видимо, проблему фестивальной аутентичности каждый решал в эти дни по-своему:
– А как же костер и палатки?
– Грязь, потерянный тапок, пьяный сосед в палатке!
– И даже несмотря на онлайн, исполнение трогает до мурашек!
– Третий день сижу в Интернете… Заела ностальгия… Особенно тревожат старые песни. Настигает некое переосмысление. Видно, влияние времени?
– Очень тяжело, когда больше десяти лет не пропускаешь это, и – что нельзя приехать. Хотя бы заехать и вспомнить.
В чатах разных площадок фестиваля был представлен весь спектр душевных терзаний пользователей: кого-то напрягал формат («это комбинация лайва и офлайна»), другим не хватало для расширения виртуальных горизонтов вполне реальных вещей («ща накачу онлайн-водки и закушу онлайн-дошиком»), третьих все приводило в восторг («пусть и виртуальная, но все же встреча! Ура!»). Не было только главного – живого общения…

От костров до Zoom

Организаторы и участники Грушинского фестиваля в этом году тоже не чувствовали себя уверенно. Для артистов выступать онлайн не впервые – для многих это одна из возможностей дойти до своего слушателя/зрителя. Для мэтров – дополнительная возможность для поддержания контактов со своими поклонниками. Но, судя по прорывающимся иногда лирико-техническим отступлениям, объяснениям, оговоркам, и для них Грушинский онлайн – это слом всех и всяческих стереотипов, привычек, традиций:
«Телезритель, интернет-зритель – уж не знаю, как назвать» (Иван Елынский);
«Барды истосковались по зрителям, по выступлениям, друг по другу. Многие проводят концерты в эфире. Мне же нравится обмен энергией. И это обязательно вернется! Петь вместе!» (группа «Дефекты речи»);
«Кто-то из сегодняшних участников никогда не был на Грушинском фестивале, но сегодня их мечта начинает сбываться on-line. Например, Денис Тверитин и Ирина Югова»;
«Еще две песни – и всё. Павел Пиковский уже стоит под елкой с гитарой. Под елкой! Как на фестивале!» (Василий Уриевский);
«Я понимаю, что вы там, – смотрите, слушаете, но я вас не чувствую. Хочется к вам полететь!» (Галина Хомчик).

Придет удача
к нам непременно,
пускай пока все происходит вкривь и вкось.
Мы все же вместе
одновременно,
и только временно пространственно поврозь!
Ян Гуревич, Александр Фарафонов, Иван Зуев

Кажется, единственный человек, который воспринял Грушинский онлайн совершенно спокойно, – Александр Городницкий. Он помнит и костры на Грушинском – с искрами, дымом, теплом, помнит Грушинское не-время (1980–86), помнит чувство, когда тысячи людей на Горе понимают и подпевают: «От костров до Zoom'а – но это праздник человеческого общения».

Концерт у костра «Нам нужна одна Победа»

И костер был настоящий, и исполнение самое живое, но главное – все было видно и слышно: вряд ли бы Галина Хомчик, Олег Митяев, Вадим Егоров, братья Мищуки, Александр Суханов, Валерий Боков, Веста Солянина на обычной, реальной Поляне могли бы сидеть и вот так вот просто рассказывать о своих отцах и дедах, посвящать им песни и читать стихи. Все-таки камерность на настоящем Грушинском – коллективная, если вообще возможна.
О своей войне рассказал и Александр Городницкий – «Стихотворение о неизвестном водителе», написанное в 2014 году и посвященное всем водителям Дороги жизни, в 2020-м, юбилейном году послужило основой памятного знака, который планируют установить на территории музея «Кобона: Дорога жизни». Инициатором этого проекта является Фонд по развитию и популяризации поэзии и авторской песни Александра Городницкого.
– Александр Городницкий – замечательное название для парохода!
– Александр Городницкий – замечательное название для парохода! – но пусть такой пароход появится очень-очень нескоро!
Почему-то кажется, что песня у костра и живые воспоминания о людях на войне – лучшая память о том времени и благодарность за время настоящее.

Backstage

Странно было впервые писать о мероприятии-онлайн, тем более, таком атмосферном и вообще мало поддающемся журналистике, как Грушинский фестиваль. С одной стороны, посетить все площадки на Поляне тоже нереально, но можно поговорить с организаторами, участниками, гостями – хотя бы составить впечатление… В онлайн-формате возможен был просмотр уже прошедших трансляций, поэтому удалось и на Главной сцене «побывать», и «Регионы» полистать, и «Проекты» увидеть. А «Институт Пушкина»-онлайн просто слушать. С другой стороны, общение в чатах – это только письменная коммуникация, как бы ни пытались передать эмоции, оттенки настроения, интонации авторы комментариев. Хотя именно эти комментарии и создавали ту атмосферу Грушинского фестиваля, которая и есть – самое главное.

* Кандидат исторических наук, доцент Самарского университета, член Союза журналистов России.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Авторская песня, Грушинский фестиваль, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments