Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Полвека поэзии. Панегирик

Сегодня 50 лет исполняется самарскому поэту, философу и культуртрегеру Виталию Лехциеру. С юбилеем Вас, Виталий Леонидович!

Елена ИВАНЕНКО 1, Марина КОРЕЦКАЯ 2, Елена САВЕНКОВА 3

Где-то примерно полвека назад в недрах ташаузского балазавода 4 раздалось громогласное поэтическое «а-а-ааа!», во многом предвосхитившее знаменитое «а» 5 Геннадия Айги. Желая подчеркнуть такую силу и самобытность проявленного поэтического самовыражения, народившуюся персону и нарекли Виталий ЛЕХЦИЕР (далее по тексту для понижения излишнего пафоса просто ВЛ).

Как сообщает в романе «Тюратам» 6 коллега нашего юбиляра, самарский профессор Ирина Саморукова, «Лехциер, что означает Люцифер, падший ангел света». И далее она продолжает, раскрывая экзистенциальную сущность героя нашего панегирика: «Так вот, некто Л., скрестив руки на груди, стоит, возвышаясь посреди бесплодной земли с трещинами в ладонь, один, как Анчар, на фоне ультрамаринового неба… Он воплощает собой нечто, запертое в невыразимом. Как-то так».
Позволительно ли уподоблять самарский интеллектуальный ландшафт «бесплодной земле» – вопрос дискуссионный, но вот представить его без Виталия Лехциера невозможно вовсе.

[Spoiler (click to open)]С Парнаса филологического факультета СамГУ наш герой устремился не куда-нибудь, а на самый Олимп и имел через то большой успех (не сразу обнаружив, что там натурально Цирк). Времена тогда были тяжелые и легкие, и ВЛ со товарищи, ничтоже сумняшеся, закрыл «Цирк Олимп» (1998) – до поры до времени. Чтобы не разворовали.
Обладая особой эзистенциальной чуткостью, чутьем и чуть-чуть бесшабашностью, ВЛ оказался чрезвычайно прозорлив, поворотлив и профессионален: во многом с его подачи самарская публика опознала и научилась даже попадать в многочисленные интеллектуальные па и повороты (лингвистический, антропологический, практический, нарративный… всех и не упомнишь).
Двигатель внутреннего сгорания нашего неутомимого героя (а у него он определенно имеется) способен работать на чем бог послал – искра легко воспламеняется, и наш ВЛ заводится в честном автополемосе с пол-оборота, повергая как оппонентов, так и соратников в надлежащий трепет. А даже если мотор барахлит и покашливает, то все едино – тянет вперед.
Благодаря этой заразительной тяге наш герой привлек на свою сторону друзей (не менее искрометных), сподвижников и почитателей (от слова читать). В силу производимого обмена идеями приобрел еще большую убедительность и бесноватое мужество, которым впоследствии даже научился управлять до такой степени, что сам, будучи куратором и организатором всяческих достославных мероприятий, смог отбирать у самого себя микрофон. Сим фактом ВЛ только больше расположил к себе друзей, глядящих на него с (не всегда) молчаливым одобрением и уважением.
Заскучав в стерильных объятиях феноменологии, ВЛ (теперь уже не только урожденный принц Тюратама, но и доктор философических наук) умудрился культивировать в себе множественные личности и, перейдя «внутренние Альпы», пойти сразу на все четыре стороны: в поэзию, в философию, в социологию и к врачам. Как со знанием дела утверждал сам ВЛ, «без боли не было бы и сознания» 7, и вот, к счастью, поход к врачам обернулся научными находками, оформился в виде резонансного проекта по медицинской антропологии 8.
А тем временем мерцающее поэтическое Я, проникнувшись настроениями медикализации поэтической речи, подвергло реанимации почивший (как казалось) архив «Вестника современного искусства «Цирк Олимп» (1995–1998), и на цифровых полях заколосились пуще прежнего тучные нивы современной поэтической словесности в формате «Цирк Олимп+TV» (2011 – наши дни). Этот праздник урожая оказался столь грандиозен, что был отмечен самим Андреем Белым (2019).
Отдельных слов заслуживает magnus opus на сухих полях документальных свидетельств. ВЛ, с его невероятной способностью ловить речь на ее поэтичности, разглядел красноречие даже в текстах казенных приказов, квитанций и газет 9. Таким образом, он смело вложил экзистенциальные инвестиции в банк «Документальной поэзии» и до сих пор собирает причитающийся процент.
Друзья и коллеги, глядя на неугомонного ВЛ, с легкой доброжелательной завистью подозревают, что он и не думает останавливаться на достигнутом – на горизонте как минимум уже новая книга… и то ли еще будет! Как говорится, седина в бороду – нарратив в ребро.
Все в предвкушении.
С чем поздравляем и нас, и юбиляра, и всех лиц, заинтересованных в деятельности вышеозначенного ВЛ.

1 Философ, соредактор проекта «Философская Самара».
2 Доктор философских наук, профессор кафедры филологии и философии СГИК.
3 Культуролог, педагог ЦДТ «Металлург».
4 Балазавод (турк.) – роддом. Ташауз – город в Туркменистане.
5 Стихотворение Г. Айги «Спокойствие гласного» (1982).
6 Саморукова И. Тюратам. – Самара, 2015.
7 Лехциер В. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. – Самара, 2007.
8 Лехциер В. Болезнь: опыт, нарратив, надежда. Очерк социальных и гуманитарных исследований медицины. – Вильнюс, 2018.
9 Лехциер В. Своим ходом: после очевидцев. – М.: Новое литературное обозрение, 2019.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Культура Самары, Литература, Наука, Поэзия
Subscribe

  • Что ел и пил Бетховен

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Вчера был печальный день. Мы его отметили с расписными химерами, беломраморными путти и плачущими…

  • Пленительная сладость

    С Днем музыки, уважаемые читатели! Ольга КРИШТАЛЮК * Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль,…

  • Эффект Уствольской

    Последний из материалов «Свежей газеты. Культуры» о завершившемся фестивале искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments