Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Вот вам спектакль – сдачи не нужно»

Галина ТОРУНОВА *

Такой афоризм придумали актеры в далекие теперь годы второй половины ХХ века, в советские времена. Тогда вся жизнь театра была жестко регламентирована. Спектакль не мог выйти к зрителю, не пройдя «сдачу» на трех уровнях. Сначала, после генеральной репетиции, он «сдавался» коллективу, потом его «принимал» худсовет (художественный совет театра), а затем уж – худсовет областного управления культуры или городского отдела культуры с обязательным участием партийных органов.

Как правило, первая и вторая сдачи проходили с небольшими замечаниями в адрес отдельных артистов, иногда художнику или балетмейстеру указывалось на отдельные недостатки, реже – режиссеру, и то, если он – не главный (а то вдруг ролью обойдут).
В комиссию по приему спектаклей управления культуры входили вполне себе образованные люди: критики, писатели, преподаватели высшей школы. Так что замечания были вполне разумными и корректными. В нашей самарской театральной истории случаев запрета спектаклей практически не было, а вот возврат спектакля на доработку случался.
Впрочем, однажды случился и строгий запрет на показ спектакля зрителю. Причем произошло это в начале периода, который теперь называется «перестройкой», и с самым благополучным театром города. В 1983 году режиссер Геннадий Меньшенин поставил пьесу Алексея Казанцева «И порвется серебряный шнур», относящуюся к драматургии, которую тогда называли «новой». В те годы появилась группа молодых драматургов, пытавшихся сказать правду о советской действительности, некоторые из них сегодня стали классиками.
Пьеса так не понравилась партийной части комиссии по приему спектаклей, что театру категорически посоветовали снять ее с репертуара. Позже Пётр Львович Монастырский, народный артист СССР и руководитель академического театра, гордился тем, что он тоже пострадал от режима.
Случались во время приема спектаклей и другие казусы. На одной из сдач (городу, как это называлось) только что назначенная зав. отделом культуры обкома партии заявила, что, мол, всё хорошо, вот только «тубаретку» надо заменить, в другой раз ей очень понравилась Вера Александровна Ершова на «калбуках». Но это – не главное.
В 1969 году в областном драматическом театре сдавался спектакль «Сердце не прощает» по пьесе Анатолия Софронова. Второе действие происходит в Москве на каком-то высоком этаже. Во всяком случае, на задней сцене имелся балкон, с которого как бы открывался вид сверху на Москву. По ходу действия один из персонажей закуривал папиросу (или сигарету, кто ее там разберет) и пытался продолжить диалог. Но нет…
С балкона неизвестно какого этажа в комнату вошел пожарный. «Нет!» – пожарный (в штатском) вынул папиросу из уст онемевшего артиста и вышел в правую кулису, держа ее (папиросу) на весу. Зал, включая режиссера спектакля и главного режиссера театра Петра Львовича Монастырского, остолбенел. Это я к тому, чтобы вы поняли, что главный человек в театре – не главреж, не директор и не худрук, а пожарный.

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов РФ.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Самарские театры, Театр
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments