Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Время пришло

Виктор ДОЛОНЬКО

О чем человек думает, когда пишет о том, что может произойти в самом ближайшем будущем? Самый обыкновенный человек – не мнящий себя философом, не рядящийся в одежды пророка… Он хочет, чтобы то, о чем он пишет, не сбылось ни в ближайшем будущем, никогда. Он понимает, что предотвратить неизбежное у него нет сил, и он пишет, слабо надеясь на то, что всякое «слово изреченное есть ложь».

Это самое печальное размышление о том, «что будет после пандемии». Настолько печальное, что я не стал говорить о нем со Светланой – остался с темой один на один.
Поговорим о театре. О самом любимом моем театре – театре оперы и балета. Он в совершеннейшем тупике, и даже ожидаемое скорое возвращение Юрия Бурлаки на оставленный им год назад пост руководителя балетной труппы положения не исправит.
Театр мечется в поисках верного пути. Совсем недавно на Волге строили Метрополитен-оперу, это когда театр обеспечивает оркестр, хор и солистов второго положения, а на ведущие партии приглашают «первачей» из «топовых» театров. Теперь на очереди – Арена ди Верона. Это когда намечаются к освоению открытые площадки (хорошо бы исторически значимые), на которых будут играться спектакли в «городе-курорте» (хорошо, не зимнем).

Но эти «игрушки» ничем не подкреплены. Да по-хорошему, и проблемы театра самим театром в настоящее время решены быть не могут. Самим театром – то есть без принятия серьезных политических решений: чтобы усилить труппу, нужны зарплаты (а они одни из самых низких в России), жилье со всем комплексом социальных проблем в виде детских садов, школ и трудоустройства жен/мужей. Нужны инструменты, нужны серьезные расходы на новые постановки. Сколько еще всего нужно…
Нужно прямо сейчас. Театру оперы и балета в неконсерваторском городе, в стране, вдруг решившей, что художественное воспитание и образование – излишество (хотите – сами себе это образование и обеспечивайте), дышать нечем. Вот уж воистину: не церковь, а музыкальная школа скоро будет отделена от государства.
***
А ведь искусство управления состоит в том, чтобы найти наименее затратное решение при достижении некой поставленной цели. И если цель – не творческое развитие региона, а обеспечение потребительских нужд населения, то не проще ли театр продать?
Продал же свой театр Владивосток, и теперь там филиал Мариинского театра, а расходы на его содержание не региональные и даже не федерального министерства культуры. Мариинский, как и Большой, подчинен администрации президента, и возможности у них – обзавидуешься.
А можно начать строить всероссийское объединение музыкальных театров, такой театральный архипелаг в рамках минкульта. И строительство такое уже началось: у Михайловского, Новосибирского и Пермского театров уже единый руководитель. Еще немного, еще чуть-чуть – и этот архипелаг вполне может начать претендовать на то, чтобы встать в один ряд с Мариинкой и Большим.
Вот вам уже три потенциальных покупателя, причем руководитель одного из них – уроженец Куйбышева. А кому не хочется на родину – да на белом-то коне?
А дальше пусть победитель и думает о кадровом потенциале, хореографическом училище, консерватории и социалке.
Это не конспирология. Это такой страшный сон про то, как «учреждение культуры» превратить в «отверточное производство». Почему ВАЗ можно было продать без обязательств работы над собственными оригинальными моделями автомобилей и в результате уничтожить жемчужину завода – дизайн-центр, ну а вслед – и перспективы автомобильной столицы России в целом, а какой-то там театр нельзя?
Ведь, как всё энергичнее рассуждают современные историки, в колониальной форме правления есть множество положительных черт.
***
Высказался – и от сердца отлегло. Нет, у руководства театра вряд ли найдутся силы для борьбы против подобного проекта, если, не дай Б-г, у кого-то появится идея его реализовать. И народ в защиту «Аиды» и «Князя Игоря», а уж тем более «Леди Макбет Мценского уезда» не вступится – «что ему Гекуба». А вдруг – «нет правды на земле», но есть она повыше? Сальери – он же не основоположник, а рядовой классик, с ним спорить можно.

Жить, иль не жить? – Пора решить вопрос,
Что благородней сдаться, иль сражаться?
Терпеть ли стрелы яростной судьбы,
Или восстать и с жизнью расквитаться.
У. Шекспир. Гамлет. Перевод Н. Самойлова

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Театр, Театры Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments