Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Голос, летящий над миром

Сегодня «круглая» дата у ведущей солистки Самарского академического театра оперы и балета Ирины Янцевой! Творческих свершений, Ирина Валентиновна! Чутких партнеров! И долгих лет!

Ольга КРИШТАЛЮК *

Когда я слушала в исполнении Ирины ЯНЦЕВОЙ арию Магды из оперы «Ласточка» на одном из концертов Самарского академического театра оперы и балета, посвященных музыке Дж. Пуччини, я вспомнила фразу о знаменитой итальянской певице Тоти Даль Монте, которая вынесена в заглавие ее автобиографии: «Голос над миром».

[Spoiler (click to open)]

Звонкий и в то же время сильный, насыщенный всей гаммой высоких обертонов, серебристый, свободно летящий над миром голос Янцевой вот уже почти 20 лет (и этим нужно только гордиться!) является украшением Самарской оперы. Одним из эпитетов, которым поклонники наградили певицу в знак восхищения ее талантом, является царственное звание «великолепная Янцева». Она убедительна и порой завораживающе экспрессивна в партии Виолетты, наивна, юна и неподражаемо искренна в партии Джильды, эксцентрична и смела в партиях Розины, Адели. Великолепную колоратурную технику она соединяет с насыщенным лирической красотой тембром голоса, что, по сути, представляет собой уникальное явление в среде колоратурных сопрано. Исполняя один из самых популярных концертных русских романсов – «Соловья» А. Алябьева, И. Янцева поет куплет полнозвучным, красивым лирическим сопрано, а в припеве демонстрирует спецколоратуру – чистейшее соль третьей октавы!
Творческий путь певицы складывается удачно и счастливо. Ирина окончила Казанскую консерваторию имени Н. Жиганова у одной из выдающихся оперных певиц – Галины Ластовки (заслуженной артистки России, народной артистки Татарстана, Республики Марий Эл, профессора), обладательницы сильного, яркого меццо-сопрано и хорошей, крепкой вокальной школы. Г. Т. Ластовка всегда учит своих студентов, помимо верных певческих навыков, осмысленному, выразительному пению, что стало важнейшей профессиональной чертой и ее студентки 2001 года выпуска Ирины Янцевой.
Сразу после окончания консерватории Ирина пришла в САТОБ и получила ведущие сольные партии. Не останавливаясь на достигнутом, певица продолжала совершенствовать вокальное мастерство и дружить… с меццо-сопрано. Стажировалась у звезды Софийской оперы и Венской Штаатсопер Александры Милчевой, которая с полным правом принадлежит к поколению величайших мастеров вокала – М. Френи, Л. Паваротти, П. Доминго, певшей заглавные партии на мировых сценах: в Баварской опере, парижской Grand Opera, Арена ди Верона…
Как удавалось так прекрасно понимать друг друга лирико-колоратурному сопрано и меццо? В этом, вероятно, кроется секрет высшей вокальной педагогики! В Палм-Бич (США) Ирина Янцева училась у знаменитой сопрано Вирджинии Дзеани, которая в 1960-е годы была сценической соперницей самой М. Каллас, а с 2017-го в Румынии, на исторической родине певицы, проводится фестиваль ее имени. Общение с профессионалами такого уровня, безусловно, сформировало в Ирине высокую требовательность к себе, безупречное техническое мастерство, умение тонко и филигранно работать над звуком. И все эти качества слышны и по достоинству оценены и поклонниками певицы, и коллегами по оперной сцене, и придирчивой критикой.
Ирина успешно сотрудничает с оперными театрами России – астраханским, казанским, саратовским, не раз принимала участие в международных оперных постановках, гастролировала в Европе, Китае.
Сейчас время профессиональной и творческой зрелости певицы, лауреата международных конкурсов, заслуженной артистки Самарской области.
В ее репертуаре внушительный список партий из популярных вердиевских опер: Джильда («Риголетто»), Виолетта («Травиата»), Оскар («Бал-Маскарад»), Нанетта («Фальстаф»); партия Лауретты в «Джанни Скикки» Дж. Пуччини, виртуозные партии Адины («Любовный напиток» Г. Доницетти) и Розины в «Севильском цирюльнике». Значительная часть репертуара посвящена русской опере – это, конечно, Людмила и Антонида из глинкинских оперных шедевров, Марфа, Царевна Лебедь, Снегурочка в операх Н. Римского-Корсакова, Бригитта в «Иоланте» П. Чайковского, Соловей в одноименной опере И. Стравинского. Своего рода визитной карточкой певицы давно является партия Царицы Ночи в «Волшебной флейте» и сложнейшая в техническом и эмоциональном отношении партия Донны Анны в «Дон Жуане» В. Моцарта.
Универсальный талант певицы позволяет ей столь же вдохновенно работать и в оперетте (партия Адели в «Летучей мыши» И. Штрауса, Валентины в «Веселой вдове» Ф. Легара), и даже в детской музыкальной сказке. Янцева не боится актерски острых, смелых экспериментов на сцене.
Однажды певица рассказала о придуманных ею озорных, провокационных штрихах к образу Адели из оперетты «Летучая мышь»: «Когда по сюжету Адель распевается, я намеренно делаю это совершенно дурным голосом. С удовольствием в этот момент слушаю зал. Один раз даже уловила шепот из первого ряда: «Боже мой, как же она петь-то будет». И мне нравится, когда тут удается посеять сомнение. Но уж потом, на первой арии, я стараюсь использовать максимум своих возможностей. И голос, и внешность, и подвижность. Чем больше получается контраст, тем лучше».
Ирина Янцева с увлечением создает и концертные программы из романсов русских и зарубежных композиторов, является куратором молодежной оперной программы в САТОБ.
В новом, 90-м сезоне САТОБ надеемся увидеть замечательную певицу и актрису в постановках театра – одна из них не осуществилась из-за нагрянувшего карантина: «Бал-Маскарад» Дж. Верди, где можно было бы увидеть ее в партии Оскара. Ждем и долгожданную большую оперу М. Глинки – «Руслана и Людмилу» с Ириной Янцевой в заглавной партии.
Поклонники пишут ей: «Сегодня имел счастье видеть и слушать Вас в комической опере «Директор театра». Вы просто бесподобны! Ваш образ надолго останется в моей памяти, опера – величайшее из искусств, я это понял благодаря Вам! Спасибо!»
В день рождения певицы хочется пожелать ей дальнейшей вдохновенной работы над сценическими образами, новых партий, интересных постановок и, конечно, счастья!

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки СГИК.

Статья из «Свежей газеты. Культуры»,
которая выйдет в четверг 16 июля 2020 года, № 13–14 (186–187)
Tags: Музыка, Театр, Театры Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments