Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Ее волновала лишь суть

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Исполнилось сто лет со дня рождения Галины УСТВОЛЬСКОЙ (1919–2006) – русского композитора, о творческой и личной судьбе которого сложено уже немало легенд. Иногда ее называли «последней из могикан» элитарной музыкальной культуры минувшего века. Говорили о ее музыке как о «голосе из «черной дыры» Ленинграда, эпицентра коммунистического террора, города, который так пострадал от ужасов войны». Стиль Уствольской сравнивали с лазерным лучом, способным прорезать металл.


[Spoiler (click to open)]
О композиторе сняты фильмы, написаны книги, опубликованы интервью, но если мы хотим войти в звуковую и образную сферу ее музыки, принять и понять услышанное, ничто из перечисленного не будет нам в помощь. До такой степени ее музыка не вяжется ни с чем нам привычным. Лишь инструменты, которые она использовала, знакомые. Это голос, фортепиано, струнные, духовые и ударные инструменты симфонического оркестра. Но вот разного рода сочетания! Способы соединения тембров, гармонии, ими образуемые, в высшей степени выразительные мелодические линии, музыкальное время, непривычно организованное, и, конечно, магия ритма и воли просто ошеломляют и в конечном итоге подчиняют себе.
Уствольская, по своей природе композитор-авангардист, говорила: «Нужно всё новое – новые формы, новые гармонии…» И слушать ее музыку нужно по-новому, отбросив всякое предубеждение, а может быть, и всякое знание, и всякий опыт.
«Все, кто действительно любит мою музыку, – говорила она, – должны воздерживаться от ее теоретического анализа».
В самом деле, как можно анализировать молитву? Как анализировать звучание Вселенной? С каким инструментом анализа подойти к гениальному прозрению? Как можно критически осмыслить трагедию бытия?
Уствольская считала свою музыку духовной: «Мои произведения не являются, правда, религиозными в литургическом смысле, но они наполнены религиозным духом, и, на мой взгляд, они лучше всего подходят для исполнения в церкви, без научных представлений и анализа. В концертном зале, то есть в светской среде, музыка звучит по-другому».
Кто-то сказал в связи с этим, что храм как модель Вселенной лучше всего подходит для звучания музыки Уствольской. Может быть, поэтому она просила никогда не называть свои сочинения камерными, то есть предназначенными для исполнения в комнате для узкого круга слушателей. В последних симфониях, написанных на тексты монаха XI века Германа Расслабленного, музыка вопиет с такой дерзновенной силой, что на память приходят история библейского Иова многострадального и его крик отчаянья в безмолвие небес. Какая уж тут камерность!
Каталог сочинений Галины Уствольской состоит только из 25 наименований. Ранние опусы – дань соцреализму – композитор всячески гнала от себя. Когда не могла уничтожить, писала на титульном листе: «Для денег». И в музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова работала только ради хлеба: к преподаванию не чувствовала призвания.
Однако вокруг Уствольской всегда образовывался круг посвященных, с которыми она говорила и делилась неким знанием о существе профессии (ремеслом не занималась совсем). Именно о сути, выраженной в звуках, говорила она своим студентам. Ученику, принесшему сочинение на испанские мотивы, с раздражением бросила: «Не приноси такого никогда».
Ограничив свою жизнь узким кругом людей и потребностей, очертила некую магическую линию, которую не могли бы преодолеть не только человеческие притязания, но и какие-либо влияния в профессиональной области: она не чувствовала себя продолжателем традиции. Чуть ли не единственный композитор, избежавший гравитации такого гиганта, как Шостакович, была Галина Уствольская. Музыкант заключила себя в безвестность и бедность, отвернулась от мира, обратившись к своей человеческой экзистенции, к своему художественному миру, оказавшемуся таким нетривиальным.
Творческий процесс Уствольской был чрезвычайно трудным, подчас мучительным. Она писала каждое произведение долго, вынашивала иногда годами. Поэтому их оказалось так сравнительно мало, а ведь Уствольская прожила долгую жизнь, и почти всю – в родном городе (исключая годы эвакуации по время войны). Многочисленные предложения уехать из страны (в 90-е ее музыку стали все чаще исполнять на Западе) решительно отвергала. Маленькая квартирка с обстановкой 60-х годов была ее убежищем, а еще Пушкин, Павловск…
В обыденной жизни, будучи человеком чрезвычайно непритязательным, она держалась привычного, устоявшегося. Но в своей музыке! Композитор-авангардист Уствольская создала целую Вселенную звуков и смыслов, проникла в самую суть музыки, открыв для нас ее новую организацию, сформировала новые способы выражения музыкальной мысли, создала оригинальный и самобытный стиль.
Ее музыку лучше начинать слушать с самых ранних опусов (все произведения записаны не единожды и разными исполнителями как в России, так и за рубежом). Один за другим: Фортепианный концерт (1946), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1949), Октет для двух гобоев, четырех скрипок, литавр и фортепиано (1949–1950), настоящие шедевры инструментальной музыки – Большой дуэт для виолончели и фортепиано (1959) и Дуэт для скрипки и фортепиано (1964), симфонии от Второй до Пятой, Шесть фортепианных сонат.
Постепенно мы пройдем путь от привычной звуковой организации к свободной атональной манере, террасообразной динамике с чудовищными сопоставлениями pianissimo и fortissimo, эпатирующими сочетаниями тембров (например, туба, флейта-пикколо и фортепиано), переменный размер постепенно перейдет к не нормированной тактовыми делениями организации времени.
Чем совершеннее произведение, тем меньше оно длится и меньше участников требует. Мастерство и стиль становятся всё более изощренными, а звучание прозрачным или плотным, исчезающе тонким или ошеломляюще гигантским, но абсолютно простым в своей обнаженной выразительности. Похоже, что суть, о которой говорила Уствольская, чем дальше, тем меньше требовала воплощения.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 27 февраля 2020 года, № 4 (177)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments