Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Смотрим вместе. Виталина Варела

Португалия, 2019
Режиссер Педро Кошта

Олег ГОРЯИНОВ *

* Киновед, философ, кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Музея Рязанова.

«Виталина Варела» – неожиданный триумфатор фестиваля Локарно. Неожиданность судейского решения связана с тем, что имя Кошты уже более 20 лет ассоциируется с самыми радикальными поисками на территории нонконформистского и экспериментального кино, которое обычно остается вне поля зрения основных программ ведущих мировых смотров. В результате главный приз Локарно в 2019 году больше похож на протест жюри, которому надоело чествовать во многом симпатичное, но, как правило, бесхитростное авторское кино для сытой буржуазной публики. А новый фильм Кошты – это буквально кость поперек горла для зрителя, который привык к щадящему отношению со стороны режиссеров.

«Кости» (1997) – так назывался третий фильм Кошты, после которого он начал кинематографическое путешествие по трущобам Лиссабона, погружаясь в маргинальный мир социальных отщепенцев самого разного порядка. Если в дебютных работах режиссер проявлял себя в качестве эстета-синефила, предлагая зрителю утонченное и насыщенное аллюзиями кинополотно – «Кровь» (1989), «Дом из лавы» (1994), то в работе 2000 года «В комнате Ванлы» вместе с отказом от пленки и переходом к цифровому изображению (которое справедливо считается более демократичным) он начинает поиск красоты иного рода. Вместо кинематографа как игры света и тени он пытается зафиксировать достоинство тех, чья жизнь сведена к минимуму потребностей выживания. Бродяги, безработные, наркоманы в мире Кошты обретают не голос (режиссер далек от морализаторского пафоса дать слово исключенным), но место среди портретов Современности. И делает это Кошта с деликатностью, не позволяющей заподозрить его в малейшей эксплуатации образов своих героев.
Еще в киношколе Коште посчастливилось встретить Антониу Рейша – важнейшую фигуру португальского кино 70–80-х. Именно Рейш стал родоначальником нового этнографического кино, базовым принципом которого был следующий: нельзя снимать людей (речь в первую очередь шла о документальном кино), которых ты недостаточно знаешь и с которыми тебя не связывают никакие близкие, как минимум дружеские отношения.
Кошта в полной мере усвоил совет «учителя», когда погрузился в мир трущоб, как в свой новый дом. Рабочий график его напоминал типичный распорядок дня пролетария: ранний подъем и длительная поездка на окраины города, где он целый день проводил вместе с жителями – в общении и бытовых делах с ними. Съемочный процесс начинался много позже, когда коммуникация становилась естественной.
Так постепенно погружение в эти миры позволило Коште найти скрытую красоту этих людей, многие из которых стали его друзьями и звездами его фильмов, оставаясь по жизни всё теми же маргиналами. Предыдущий фильм Кошты «Лошадь деньги» (2014) визуально напоминает мрачные живописные полотна: режиссер возвращается к эстетизму своей молодости, но уже на новом витке. «Виталина Варела» – следующий шаг в том же направлении: словно скульптор, он доводит материал, с которым однажды начал работать, до совершенной формы, делая видимым непреклонное достоинство человека, даже оказавшегося по ту сторону социальной защищенности.
Tags: Кино
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments