Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Новое пространство искусства

9 июля в 18:00 (Мск) средневолжский филиал ЕЦСИ/Росизо и галерея «Новое пространство» областной универсальной научной библиотеки проведут встречу с Виталием Комаром, художником, соавтором направления «Соц-арт», автором проекта направления «Новый символизм». Во время встречи Виталий ответит на предложенные ему вопросы. http://www.ncca.ru/events.text?filial=9&id=5166. Ведет встречу – кандидат философских наук Елена Богатырева.
Встреча пройдет в формате ZOOM-конференции. Ссылку можно получить в личку, нужно зарегистрироваться для этого в комментарии этого поста. Свои вопросы для художника можно сгенерировать заранее в группе – https://vk.com/event196560323. Встреча будет записываться.
А пока мы познакомим вас с планами «Нового пространства» на ближайшее время.

[Spoiler (click to open)]

С Нелей КОРЖОВОЙ * беседовала Елена БОГАТЫРЕВА **

Неля, ваш новый кураторский проект, Лабораторная платформа «Новое пространство», организован на базе одноименной галереи областной универсальной научной библиотеки. Почему «платформа»? В чем идея, каков организационный принцип? И как работа лаборатории отражается на работе самой галереи?
– Идея платформы задумана задолго до работы в библиотеке. Для меня свойственно работать в лабораторной манере, самый большой опыт – Ширяевская биеннале, «Волга Ноль» – тоже включал в себя формат лаборатории. Такая работа предполагает систему открытости и живого процесса. Сейчас платформа разрабатывает три направления: молодые художники, Science Art и Лаборатория семиотики. Есть понимание, что это запустит процесс перезагрузки культурных кодов. Когда я пришла в галерею, там уже был сформирован план выставок на год с разноплановыми событиями, по большей части традиционными. Но важно, чтобы галерея обрела свое звучание, целостность, вышла на более профессиональный уровень. Нужно понимание: что в целом здесь происходит, куда движется? Располагая хорошо оборудованной площадью в 500 метров в центре города, галерея могла бы не только номинально, но и действительно быть «новым пространством».

Ваш приход в качестве руководителя в галерею «Новое пространство» многие так и восприняли – как обещание новой площадки, связанной с современным искусством.
– Дело не в современном искусстве как таковом, а в современном видении. Важно задать поле, через которое можно проговорить актуальное. Важно, что лаборатория рождается из самарского контекста, а не привозного и ее самая важная составляющая – сами сотрудники галереи. Со мной в команде работают три очень талантливых человека: Елизавета Судовская, Вера Абелева, Диана Егоровская – они курируют лабораторные направления. Это не просто штатные единицы, это новый импульс и потенциал. Это молодые интеллектуалы, ищущие свой путь «здесь и сейчас», впитывающие как губка всё, что происходит вокруг, и прямо на глазах становящиеся профессионалами. Для этого меня сюда и пригласили – чтобы задать новый вектор развития. Предполагается, что вся работа выльется в итоговую выставку к концу года, и зритель увидит новые имена молодых авторов, работающих в органичной среде научного и философского осмысления, увидит, по каким кодам и законам формируются новые этика и эстетика. По сути, каким будет искусство будущего.

Какую роль в этом играет Средневолжский филиал ГМИИ?
– Средневолжский филиал ГМИИ – это, в каком-то смысле, рупор региона в стране. На сегодняшний день он основной партнер галереи и Лабораторной платформы «Новое пространство». Филиал имеет федеральный охват, что уже задает планку готовящимся в галерее проектам. Для галереи это новая профессиональная среда, а также стабильная платформа и перспективы сотрудничества ГМИИ с регионом. Галерея уже провела со Средневолжским филиалом Пушкинского музея совместную выставку «Поле действия», филиал включился и в работу Лабораторной платформы. В июле приглашаем всех на встречу с легендой соц-арта Виталием Комаром.

Как на работу лаборатории повлияла необходимость работать на удаленке?
– Положительно. Как во всяком большом учреждении, в библиотеке очень много времени отнимает делопроизводство, сегодня это системная проблема в целом для всей отрасли культуры. Куча бумажной волокиты уменьшает время на процесс реального создания и вовсе не инспирирует процесс созидания как таковой. Поэтому время на удаленке при всей сложности коммуникации стало для нас творческим прорывом. Сделали много нового материала, создали новые сети, и что важно – выявился творческий почерк каждой лаборатории.
Елизавета Судовская написала 6 статей и провела вебинар с интерактивным включением. Инженер-нанотехнолог по профессии, она видит, что науку и искусство роднит возможность реализовывать фантазии.
Вера Абелева сделала 5 вебинаров с такими актуальными темами, как, например, «Джокер: герой нашего времени. От хаотичного зла до политического символа». Вера – исследователь, выстраивающий множество фактов в единый логический ряд.
Диана Егоровская работает над серией фильмов с молодыми художниками, где им предлагается ответить на самый сложный для художника, да и каждого человека, вопрос: «Кто ты?» И сама на него отвечает. Ей 22 года, и проблемы нового поколения – это не «их проблемы», это ее жизнь и стихия.

Что можно было бы сделать лучше?
– То, что в библиотеке есть такая большая галерея, – случай уникальный. И то, что вход бесплатный, конечно, очень важно. Но нельзя показывать выставки под названием «Всё». И у галереи совсем нет бюджета, нет видеооборудования в достаточном количестве, а видеопроекты – самые мобильные. Можно показывать и музейные вещи, но для этого нужна правовая основа. Галерея могла бы, конечно, иметь больший резонанс, если бы стала отдельной структурой, сейчас она часть отдела искусств. В городе нет государственной галереи, только частные. А ведь именно галереи формируют то, что будут показывать в музеях. В связи с этим вспоминается случай: в Вене есть «Галерея ХХI», модернизированная и актуальная по всем статьям, но дело не в убранстве. Мне довелось быть там на открытии перформанса, где присутствовал министр культуры, проявляя явное участие. Меня это удивило, потому что в тот же день было какое-то большое событие в опере и, собственно говоря, каждый испытывал душевные метания – куда пойти. Представьте: Венская опера, где каждое событие – событие мирового масштаба. Ну почему не пойти на великое, прекрасное и вечное, а вместо этого идти смотреть на действо, еще не достигшее верхней полки в истории искусства? Наверное, есть понимание, что «пищу духовную» прошлого – мы быстро съедим, а потомкам есть будет нечего, если мы не будем нового хлеба сеять. Поэтому есть Вена, Венеция, и вал туристических денег там основа основ.

Лабораторная платформа поднимает тему маски в искусстве и социуме...
– Этим летом мы объединяем ресурсы платформы вокруг знаков и зон демаркации. Маска как тема возникает в этой цепи событий, хотя и имеет выход в актуальный контекст. Все мы сегодня пребываем в зоне глобального ограничения – самих от себя и каждый от каждого. Исследуя этот процесс, платформа выдвигает вопросы: как изменится система самовыражения? Как будет мутировать глобальная сеть Интернета? И как будет формироваться вектор этического?

Что нового лично для вас принесла работа в библиотеке?
– Я люблю новые места и ситуации. Новый коллектив расширяет мировоззрение. Да и сама библиотека – это отдельный проект. Сотрудники со стажем говорят, что про нее можно роман написать. У нас новая команда молодых интеллектуалов. И (улыбается) добавлю: в галерее очень хорошие полы – дубовый паркет! Хороший свет, пространство. Хорошее – сразу это замечаешь.

Насколько мне известно, вы за короткое время работы в библиотеке сделали авторский видеоцикл «Параллели», где представляете книги. Что это за книги?
– Я беру книги, написанные в различные эпохи, относящиеся к разным жанрам. Обращаюсь к классической и современной литературе, к монографиям об искусстве, книгам по истории фотографии, а также живописи. Собственно, это программа про параллаксное *** видение, о котором говорит всем известный Славой Жижек. Я беру Вазари и Пелевина, альбом по выставке современного искусства и «Тихий Дон» Шолохова. Несоединимое. Показать, как классика и современность не просто оказываются рядом, они – одно и то же. Это искусство. Мне очень приятно отметить, что съемки мы делали на одном дыхании – быстро и весело. В библиотеке отличный оператор – Валерий Швец, а весь калейдоскоп событий по видеовыпускам вершит Светлана Семенцова, руководитель пиар-отдела, у нее талант к живым связям.

У Жижека речь шла о том, как «параллаксным взглядом» могут быть схвачены взаимно непереводимые явления, о видении, которое работает с постоянным смещением перспективы между двумя точками, между которыми невозможен никакой синтез. Получается, вам важно и здесь показать «рядом» то, что находится на разных сторонах ленты Мёбиуса, книги, обычно живущие своей параллельной жизнью?
– Да.

* Куратор, художник, руководитель галереи «Новое пространство» СОУНБ.
** Философ, литератор, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии Самарского университета.
*** Параллакс (греч. παράλλαξις, от παραλλαγή, «смена, чередование») – изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона в зависимости от положения наблюдателя. Понятие «параллакс» используют в геодезии и астрономии, а также в веб-дизайне и фотографии.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 18 июня 2020 года, № 12 (185)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Как в Самару приезжала КГБ и что из этого вышло

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Фото из архива Сергея ОСЬМАЧКИНА «Докатилась Наталья Анатольевна! –…

  • След кровавый

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * Чувствовать себя внутри художественного произведения прикольно и весело. Даже если оно, это произведение, обогнало тебя…

  • Всё и сразу

    Ксения ГАРАНИНА * Фото Алёны АБРОСЬКИНОЙ С 7 по 20 июня на 2-й очереди самарской набережной прошел самый масштабный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments