Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Пришествие футуризма в Самару

Валерий МОКШТАДТ
Статья иллюстрирована шаржем Георгия ПОДБЕЛЬСКОГО в газете «Голос Самары»

«Весна 1914 года пышным карнавалом раскинула по России Пришествие Футуризма, утвердив Вольность Творчества на веки звездные», – вспоминал Василий Каменский о триумфально-скандальном шествии трех футуристов по стране.

В Самаре ждали героев будущего и настойчиво интересовались новым искусством, но диагноз журналистами «Голоса Самары» был поставлен сразу: футуризм объявлен новым явлением в области душевных болезней: «Неправильное сочетание слов есть определенное психическое заболевание – парафазия. Футуризм порожден ослаблением центров сознания и повышенной самовнушаемостью».
Всего за два месяца – с 18 января по 21 марта 1914 года – «Голос Самары» выдал залп из 26 заметок, фельетонов, шаржей, переполненных сарказмом и презрением к «разрушителям искусства буржуазно-жандармского строя».

[Spoiler (click to open)]
Бурлюк, Каменский и Маяковский еще только согласовывали маршрут своего турне по городам и весям, а самарская интересующаяся интеллигенция уже вынесла приговор: российский футуризм – это «сумбурность и бессмысленность»!
То ли дело у итальянского футуризма – стройность и логичность. «Вся их борьба с культом мертвых вызвана чувством глубокой любви к родине, которая, по их убеждению, задыхается в тисках исторических воспоминаний... Для возрождения Италии нужен подъем производительных сил – отсюда гимн машине», – пишет некий Н. Заречный в «Голосе Самары» 5 марта.
Российским футуристом быть легко: «Надо обладать двумя качествами – нахальством и безграмотностью». Не зря гимназисту репетитор говорит: «Учитесь, Володя, – студентом будете, а не будете учиться – футуристом станете» («Голос Самары», 28 февраля).
Но футуризм, вопреки всему, победоносно входит в моду, и главным проводником его в жизнь объявляется женщина. «Не футуристам ли мы обязаны появлением розовых, голубых и зеленых париков, которые скоро украсят головки наших дам. Не футурист ли, разрисовавший свою физиономию каббалистическими знаками, изображением цветов и животных, создал последний крик весенней моды». И вывод, конечно, простой: женщина – ея первая поклонница и первая жертва («Голос Самары», 21 марта). И сколько радости доставила самарцам настоящая футуристка, которая явилась в театр с раскрашенной щекой и в зеленом парике! «Наш город оказался культурнее столицы. Публика устроила ей овацию и попросила выйти вон из театра» («Голос Самары», 20 февраля).
Ценители архитектуры вздыхали спокойно, поглядывая на отвратительные кривляния футуристов в поэзии, живописи и литературе, думали, что архитектуру пощадили. И вот – ужас! Кто-то построил в Самаре виллу: на фасаде несколько окон располагаются не на прямой линии, а по ломаной, причем форма их самая причудливая: круглые, треугольные, в виде горизонтальной щели и даже в виде груши. Автор заметки Вадим Белов не сообщил нам имени архитектора-футуриста, потому что удерживало его чувство жалости («Голос Самары», 1 февраля).
Конечно, огромным шоком была новость, что наш земляк Алексей Толстой объявил себя футуристом во время лекции Маринетти. Но, до конца прочитав заявление Толстого, поклонники футуризма вынуждены будут расстроиться от его словесных хитросплетений: «Я сам футурист, если хотите, в гораздо большей степени, чем все наши футуристы взятые вместе. У нас принято так, что всякий написавший два непонятных стихотворения, считает себя вправе называться футуристом. Истинный футуризм – иное дело. Футуризм не школа или форма литературы. В футуризме я вижу... ощущение радости бытия. Я за истинное движение, а не призрачное, как у нас» («Голос Самары», 19 февраля).
Даже наборщики типографии отказались набирать футуристические произведения: «Лучше цифры набирать, чем этот текст. Пришлось заплатить двойную цену» («Голос Самары», 28 февраля).
«Скучно на этом свете, господа футуристы! Рассмешите нас! Эпатируйте вашими «инкомпренсибильными» жестами... развеселите нас, любезные Бандар-Логи», – взывала добропорядочная самарская публика («Голос Самары», 21 февраля).
И вот случилось: они приехали насмешить.
«Ура! К нам приехали футуристы!
И мы не лыком шиты!
И о нас помнят...
Самые настоящие футуристы.
Самые настоящие скандальчики...
Раскрашенные?
Наверное.
Вот наказание. Побегу сказать няне, чтобы детей не пускала...
Пойду, тятеньке скажу, чтобы лавочку закрывал. А то гляди – чего недоброе...»
(«Голос Самары», 28 февраля)
8-го мартобря. Наступил этот день, который навсегда остался в истории Самары.
По всему городу, в газетах (и не только в «Голосе Самары») – афиши: «8 марта – одна гастроль!», «Лекция известных московских футуристов», «О литературе и живописи».
«Читают: Василий Каменский (авиатор) – «Аэропланы и поэзия футуристов», Владимир Маяковский – «Достижение футуризма», Давид Бурлюк – «Кубизм и футуризм». Картины на экране. Чтение стихов авторами. Спешите обилечиваться в музыкальном магазине Беем».
Полиция приняла меры. Лекцию перенесли с 8:30 вечера на 4 часа дня и в 5 часов лекцию жестко прекратили. Об этом мы тоже узнаем из газеты:
«Целый наряд городовых направляется на сцену. Слышны разговоры:
– Сийчас поведут... У нас скоро... он те городовой... во...» («Голос Самары», 9 марта).
Самарцы обилетились, но чинной публике не понравилось. Скучно!
«Кое-кто, оказывается, пошел на лекцию в чаянии скандальчика. Скучно ведь у нас в Самаре. Скандала не было. Попытки к скандалу были: запустили в театре каким-то тюком, у театра бросались снегом, в ехавших на извозчиках футуристов полетела грязная метла – «отметелили»!»
Но скандал, на самом деле, случился! После призывов Бурлюка выбросить из гостиных картины Рафаэля, Маковского, Шишкина и украсить картинами новых художников публика начала возмущаться и выражать негодование, послышался свист. По распоряжению администрации лекцию прекратили («Голос Самары», 9 марта).
Подводя итоги пребывания будущих классиков литературы в Самаре, скажем словами лучшего фельетона «Голоса Самары» тех дней:
«самарская публика отеатралилась невиданным зрелищем,
футуристы скандал лекциировали,
кто же будет обилечиваться, если не будет скандала...
И публика спешила отеатралиться, обилетиться и оскандалиться».
(«Голос Самары», 5 марта)
***
И Самара уфутурилась до наших дней...
Время, как известно, все расставляет на свои места: сегодня в Самарском художественном музее мирно соседствуют Бурлюк и Маковский. Рафаэля, к сожалению, в Самару еще не завезли.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 4 июня 2020 года, № 11 (184)
Tags: Изобразительные искусства, История Самары, Культура Самары
Subscribe

  • Что ел и пил Бетховен

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Вчера был печальный день. Мы его отметили с расписными химерами, беломраморными путти и плачущими…

  • Пленительная сладость

    С Днем музыки, уважаемые читатели! Ольга КРИШТАЛЮК * Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль,…

  • Эффект Уствольской

    Последний из материалов «Свежей газеты. Культуры» о завершившемся фестивале искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments