Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Все краски Мая

Ольга ЖУРЧЕВА *

Май Петрович МИТУРИЧ-ХЛЕБНИКОВ родился 105 лет тому в семье художников – Петра Васильевича Митурича и Веры Владимировны Хлебниковой, родной сестры поэта Велимира Хлебникова.

[Spoiler (click to open)]

В книге воспоминаний он писал о своем детстве: «Игрушек тоже было немного, но зато и помнятся все: и мишка большой, плюшевый, и клоун Жако, и, конечно же, конь, большой, обшитый шкурой с настоящим мехом – бело-рыжий. <…> Родители поощряли мое рисование, хвалили и радовались каждому рисунку, а пластилиновые мои фигурки отец формовал в гипсе и отливал, расплавляя свинцовые тюбики от масляных красок. И где он брал эти тюбики? Наверное, у своих вхутемасовских студентов».
И еще неожиданное воспоминание: «Образ Татлина, немного неуклюжий, бандура, протяжное украинское пение, несколько тяжеловесная речь контрастировали с подобранностью отца, отчетливостью в словах и движениях. Эти черты отражались в их творчестве... Отец навсегда поссорился с Татлиным после того, как Татлин оформил катафалк для похорон Маяковского. Петр Митурич воспринял этот поступок как измену Хлебникову. А измен он не прощал! Помню, как мы шли с ним через двор. Вдруг отец резко убыстрил шаги, увлекая меня за собой, так что я еле поспевал. «Петя! Петя! Постой!» – протяжно басил сзади Татлин».
В ноябре 1942 года Май Митурич добровольцем ушел на фронт. Служить начал на Северо-Западном фронте на ВАД-3 (военно-автомобильная дорога). В 1943 году при Главном дорожном управлении Красной Армии была собрана «фронтовая бригада художников» из таких мастеров, как Анатолий Никич, Борис Попов, Евгений Рачава, к ним был прикомандирован и Май Митурич. Задачей бригады была наглядная агитация: на больших плакатах изображались портреты маршалов и вождей. Когда советские войска одерживали значительные победы, плакаты и портреты грузились на грузовики и устанавливались на центральных площадях освобожденных городов. Так Маю пришлось побывать в Киеве, Новгороде, Белгороде, Курске, Минске, Вильнюсе, Варшаве. Окончание войны застало его в Берлине, где на Александер-плац бригада художников разместила портреты всех маршалов Советского Союза.
Из-за войны (с начала 1942 по апрель 1948 он был солдатом) профессиональным художником стал немного с запозданием – лишь в 22 года поступил на заочное отделение Полиграфического института. Дипломным проектом его стали иллюстрации к «Тилю Уленшпигелю».
А потом начался путь к детской книге. Самой первой его книгой, а вернее даже ширмочкой для малышей, стала бразильская народная сказка «Кролик и обезьяна». В дальнейшем работал с С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, А. Л. Барто и другими. Его дочка Вера и внучка Мария продолжили художественную династию семьи, тоже стали художниками-иллюстраторами.

Май Митурич-Хлебников. Иллюстрация к книге Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». 1977

Май Митурич – один из самых узнаваемых и плодотворных иллюстраторов: им оформлено более ста детских книг. Природу, живое считал неиссякаемым источником вдохновения. Почти у каждой книги была предыстория-путешествие – в «Записках» он очень подробно описывает свои поездки на Курильские и Командорские острова, по Средней Азии, Японии, Цейлону, Греции, Западной и Восточной Европе.
Работать с натурой и на натуре научили отец и мать, это же стремился привить Май Митурич своим студентам в период работы в Полиграфическом институте. Доказывал, что рисунок составляет основу всех областей изобразительного искусства и художник рождается в момент возникновения у него художественного видения.
Мая Митурича искусствоведы не относят к художникам-анималистам. Но привезенные им из странствий по Камчатке рисунки, превратившиеся позднее в книги «Про оленей», «Обитаемый остров» (авторства его друга и товарища по путешествиям Геннадия Снегирёва), да и другие работы открывают его именно с этой стороны. Позы, характеры зверей он передавал самыми скупыми средствами, но при этом их всегда было достаточно, чтобы раскрыть суть зверя, саму идею его.
Удивительно органично получалось у него рисовать множества зверей и птиц – косяки рыб, стада оленей, – заключая их в сложнейшие и при этом свободные композиции. И эти множества не статичны. Каждый олень на картинке готов к следующему движению, вот-вот мотнет головой, отгоняя гнус, опустит мягкие губы в поисках ягеля – и всё это в нескольких мазках. Вообще одна из особенностей его работ – в редкой свободе в линиях и пятнах, в смелом, часто даже дерзком отношении к цвету. У него нет страха даже перед белым, которого панически боятся многие художники, заливая всё поле рисунка красками. Митурич использует белый цвет бумаги, легко помогая плоскостному рисунку обретать воздух.
Вот что о нем писал Борис Берендгоф в статье «Художник о художнике. Май Митурич»: «В древнекитайской живописи существовали понятия «кисть» и «тушь». Первое означало владение линией, второе – пятном туши. Оценивая картину, знатоки говорили «есть кисть, но нет туши» или «есть тушь, но нет кисти». Митурич смело сочетает мощные мазки туши с тончайшим рисунком. У него есть «кисть», есть и «тушь». Он полностью свободен от иллюзорности. Его рисунки – всегда не только изображение, но и музыкально-ритмические узоры, их можно представить себе и на декоративной ткани, а многие книжные композиции – как эскизы для монументальной росписи».

Май Митурич-Хлебников. Семья сотника. 1967

Несмотря на то, что книжная графика занимала ум и почти всё время Мая Митурича, он считал, что настоящий мастер должен уметь многое, не замыкался только на ней и стремился и к иным художественным техникам: занимался живописью, станковым рисунком, литографией, линогравюрой, шелкографией. Вместе с Виктором Дувидовым и еще несколькими коллегами создал невероятных масштабов фрески в Палеонтологическом музее.
Тщательная и кропотливая работа над иллюстрациями, трепетное отношение, преклонение перед живой натурой, нелюбовь к готовым штампованным решениям помогли ему обрести свой почерк, свое не похожее ни на кого лицо. И будто в благодарность за такое серьезное отношение бумага и краски под рукой Митурича рождали настоящее чудо.

* Литературовед, театральный критик, доктор филологических наук, профессор СГСПУ, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 21 мая 2020 года, № 10 (183)
Tags: Изобразительные искусства, Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments