Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Если музыка так сильна…

Дмитрий ДЯТЛОВ *

В феврале в московском концертном зале «Зарядье» выступили оркестр Le Concert des Nations и его создатель Жорди САВАЛЬ (Jordi Savall). Концерт под названием «Бури, грозы и морские празднества» представлял музыку эпохи барокко.

[Spoiler (click to open)]

В программе были исполнены сочинения французских, английских, итальянских, немецких композиторов: «Стихии» Жана-Фери Ребеля и «Буря» Мэтью Локка, «Музыка на воде: гамбургские приливы и отливы» Георга Филиппа Телемана и «Буря на море» Антонио Вивальди, фрагменты из опер Марена Марэ и Жана-Филиппа Рамо.
Жорди Саваль – дирижер и гамбист, крупнейший представитель аутентичного движения – открыл миру огромный массив музыки, находившийся вне поля зрения профессионального сообщества. Начинал он с ранней музыки своей родной Каталонии, где по классу виолончели окончил Барселонскую консерваторию.
Саваль известен в нашей стране, в Москве он не в первый раз. Для профессиональных музыкантов и обучающихся историческому исполнительству он непререкаемый авторитет.
Его ждала сольная карьера виолончелиста. Но что-то беспокоило Саваля, не давало ему остановиться на классическом консерваторском образовании и традиционном для современных концертных залов репертуаре. Однажды он оказался на репетиции моцартовского Реквиема, исполняемого певцами и струнным квартетом (!). В таком составе музыка производила огромное воздействие. «Если музыка так сильна... – подумал он тогда, – то я хочу быть музыкантом, но каким?»
Волей случая Саваль оказался во французской столице. Обнаруженные им в Парижской национальной библиотеке рукописи Марена Марэ (Marin Marais) поразили молодого музыканта, и он отправился в Базель к известнейшему гамбисту и видному деятелю аутентичного исполнительства Августу Венцингеру. В 1974 году Жорди Саваль основывает ансамбль старинной музыки Hespèrion XX, где ведущую солирующую роль долгие годы исполняла барочная певица Монсеррат Фигерас (Montserrat Figueras).
Барочный репертуар, музыка Возрождения и Средневековья и особенно сочинения трубадуров предполагали относительно свободный выбор инструментария и состава солистов, не говоря уже о свободе интерпретации. И здесь можно было организовать исполнение, ориентируясь на голос каталонской певицы Фигерас, на ее своеобразную манеру интонирования и таинственную погруженность в магию звукотворения…
Жорди Саваля называют не только музыкантом, дирижером, исследователем, но и предпринимателем. Редкое сочетание качеств породило эффект будто расширяющейся вселенной. Его притязания на включение в свою орбиту все новых областей музыки, распространение идей аутентизма, поиски забытых авторов, исполнение средневековых анонимов Испании, Италии, Каталонии, Англии повлекли за собой создание камерного хора Capella Reial de Catalunya (1987) и оркестра Le Concert des Nations (1989). Это расширило возможности, позволив исполнять сочинения симфонического и кантатно-ораториального жанров. К паралитургической музыке Альфонсо X Мудрого, короля Кастилии и Леона (1252–1284), богослужебным сочинениям Томаса Луиса де Виктории (1548–1611), виртуозным пьесам де Маши (1646–1692), любовным песням трубадура Беатрис де Диа (1140–1210) добавились оперы Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди и Жана-Батиста Люлли, Магнификат, Месса си-минор, Оратории И. С. Баха, Реквием В. Моцарта. В 2020 году выпущены на дисках первые пять симфоний Л. Бетховена…
Представление о таинственной общности музыкальных явлений на разных континентах привела Саваля к мысли о том, что смысл и содержание музыки разных народов едины, а нюансы различий несущественны. Отсюда исполненные и запечатленные в звукозаписи артефакты арабской и турецкой национальной музыки, произведения неизвестных авторов Колумбии и Мексики, песни сефардов. На фестивале в Марокко в 2010 году израильские, палестинские, иракские, греческие и армянские музыканты под управлением Жорди Саваля воссоздали историю Иерусалима со времен Древнего Израиля до наших дней. Показателен и проект Жорди Саваля «Пути рабства» в программе Люцернского фестиваля. Свое выступление музыкант посвятил исследованию взаимовлияний музыкальных культур Африки, Европы и Америки. Исполняя и комментируя музыку разных времен и народов от Средневековья до наших дней, он показал, как музыка рабов, вывезенных из Африки, повлияла на музыкальную культуру европейской цивилизации и постепенно изменила весь культурный ландшафт западного мира.
Сотрудничество с кинорежиссером Аленом Корно в работе над фильмом «Все утра мира» было весьма плодотворным. Выход в 1992 году фильма на экраны был значительным событием и открыл для многих обширный и увлекательный мир барочного музыкального искусства. На старинной виоле в кадре играл Гийом Депардье, но звучала она «голосом» знаменитого гамбиста. Что-то может и не убедить в фильме, но только не музыка Марена Марэ, исполненная выдающимся музыкантом современности Жорди Савалем… Несомненный интерес представляют фильмы-концерты, снятые во время живых концертов Саваля и его ансамбля. Это «Голоса гамбы» (2004), «Музыка времен короля Людовика XV» (2010), «Забытое царство. Трагедия катаров» (2010) и посвященный памяти певицы Монсеррат Фигерас фильм «Слезы Караваджо» (2012).
Рассказывая о своих планах в 2020 году, Жорди Саваль говорит о полном цикле симфоний Л. Бетховена и Ф. Шуберта, ораториях Й. Гайдна и И. С. Баха. По-особому говорит о природе и пасторальности в музыке. Вслед за Бетховеном повторяет: «Описание природы – выражение эмоций. А ведь выражение эмоций – главная идея музыки».
Накануне мировой пандемии в феврале 2020 года Жорди Саваль утверждал: «Музыкальные сочинения должны восприниматься как часть природы. И это прекрасный способ сказать миру: мы сохраним тебя!» Его вера в музыку поистине безгранична, Жорди и сегодня, как в дни своей юности, будто повторяет: «Если музыка так сильна!..»

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 18 июня 2020 года, № 12 (185)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments